Оценка: 6.0/10
Сюжет
Я почему так подробно все пересказываю? Да потому что кроме завязки и развязки излагать особенно нечего: на протяжении часов двадцати трех (я слушал как всегда в аудио) почти ничего не происходит. Болтовня, болтовня и еще раз болтовня. Нанаи плутает в трех соснах, пытаясь разобраться кого она больше любит - Набусардара или Устигу, которого к тому времени благополучно посадили под замок во дворце Набусардара, где поселилась и сама девушка. В итоге она конечно выберет патриота. Но и за Устигу болит ее сердце, она даже пытается помочь ему сбежать пронести ему тайком элитных хавчик и пару матрацев. Определившись с выбором, Нанаи избавляется от некоторой холодности к Набусардару и они счастливо обмениваются объятиями и любовными клятвами (внешность девушки автор описывает исключительно глядя на ее лицо, в противоположность внешности Телкизы, которая вся из сеья шикарная и крутобедрая).
Но это не любовный роман. Это именно исторический (со своими допущениями и неточностями). Описание положений и мнения разных слоев общества, государственные дела, подготовка к войне, нравы и быт, социальные противоречия, исторические события и прочее здесь выписано довольно тщательно. Но любовные переживания занимают гораздо больше времени чем требуется, что вкупе с многословностью автора приводит к большому распуханию фолианта. Маргита видимо поставила себе задачу вылепить образ героического патриота из Набусардара, а из Нанаи мастерила "идеал женственности", которому присущ патриотизм, справедливость и долгое умственное томление, заканчивающееся красивыми словами и воздыханиями (а в финале - ребенком). Основная проблема книги (помимо описанных) - недостаток действий. Конечно, это не исторический экшн, но все равно не стоит заставлять читателя так по адски страдать, к тому по закрученности повествованию очень далеко до Дюма или какого-нибудь Гюго. Каждый раз, готовое вспыхнуть действие вновь утихает и концентрируется вокруг сладкой парочки. "... и Нанаи", "... и Набусардар" - кажется, львиная доля глав начинается именно таким способом.
Ожидаемые пакости от Телкизы (жены Набурсардара) так и не состоялись: начальник лучников, получив удовольствие авансом, послал коварную женщину на три буквы. В поражение Вавилона не внесли почти никакой лепты упомянутые олигархи. Главным предателем остался Сан-Урри, который в итоге сразил Набусардара и ушел от справедливого возмездия.
На втором месте по частоте упоминаний находится Валтасар. Образ его относится к числу неоспоримых достоинств романа. Среди главных его качеств числится тщеславие и сластолюбие. К нему тоже пришла любовь, но будучи существом ничтожным, она для него сводилась к животной страсти и зависимости, и осталась неразделенной. Пытаясь завоевать благорасположение ненавидящей его тян, он использовал метод кнута и пряника: предлагал подарки ценой в полцарства и угрожал физической расправой. И вообще любовь тут больше похожа на соломинку, за которую хватается утопающий. Единственный раз царь прилично выглядел когда Кир заслал ему гонцов, но и тут он пытался пустить пыль в глаза завоевателю и своим приближенным - не поверите - одарив Кира подарками ценой в пол Вавилона. Больше ничем он в сущности не был занят, кроме конечно болтовни. И еще при случае он мечтал с помощью Мардука вернуть к жизни своих женщин, которые покончили жизнь самоубийством или были казнены по его приказу.
Из истории нам известно, что Вавилонское царство пало буквально за три месяца. В книге же на это дело Кирилл угрохал аж три года осады, плюс пару месяцев жег посевы вокруг, плюс три месяца стоял на границе, выжидая пока спадет жара, а противники успеют собрать армию. В итоге о секретном проходе в город царю поведали соплеменники пророка Даниила, а так бы он вообще вернулся в Персию с пустыми руками.
Отстрадавшись любовными охами-вздохами, герои вместе с другими обитателями Вавилона переживают осаду. Жизнь замерла, но храбрые воины под руководством Набусардара стерегут покой мирных жителей. А крестьяне выращивают овощи и скотину чтобы всех прокормить и несмотря на диверсии врага, голод все никак не наступал. Слушать про это было конечно поинтереснее, чем про любовь, но о какой-то эпичности речи не идет, как и в случае битв и поединков. Это сейчас даже женщины иногда умело про ратные подвиги пишут, а тогда и писатели-мужчины в лучшем случае освещали этот аспект на уровне Мартина (с его штурмом самого сильного места). Опять вспоминая реальную историю, хочется поинтересоваться, почему бы любовные разборки не перенести на времена осады? И сократить процентов на восемьдесят.
Набусардар оказался довольно посредственным фехтовальщиком. Устиге продул вчистую, Гобрия едва ранил стрелой. А когда персы ворвались в пиршественный зал, даже меч не успел выхватить.
Кирилл получился правдоподобным властелином: одержимый своей политикой объединения ближайших стран на пути противостоянии грекам и римлянам - официально и скрывающим жажду власти от самого себя, достаточно благородный, считающий персов избранным народом для построения сверхдержавы. И конечно же персы не выглядят как в 300 спартанцах, обычные такие люди, хорошие и плохие. Самым лучший Устига - благородный, прощающий (негодницу Нанаи за предательство). Он пережил почти шок, когда Кир объявил, что будет вести себя в халдейском царстве как то предписывает кодекс завоевателя: грабить, конфисковывать, люстрировать, угонять в полон и ставить своих сатрапов. Устига предлагал Нанаи уехать в Экботаны и стать его женой и второй леди царства, был даже согласен воспитывать ребенка Набусардара как своего, но женщина решила жить в своей деревне, превратившейся в пепелище - не могла искать для себя лучшей доли после того что произошло.
Ну вот, добрались и до Нанаи. С Набусардаром у нее сложились почти исключительно романтические отношения (письма, пылкие признания, подарки - с его стороны, ибо она ничего не имела и не умела ничего делать). Но сам образ непроходимой дуры получился не очень интересным и не реалистичным. Особенно по части ее умственных способностей понравился эпизод, когда какой-то пройдоха, выдающий себя за посланца Набусардара, внушает ей, что для спасения Набусардара ей нужно освободить Устигу отказаться от любви к Набусардару, так мол сказал Непобедимый Сардар.
В общем, крепкий исторический, в смысле, старомодный роман, который сейчас читается на порядок менее круто чем сто пятьдесят лет назад (или когда он там был написан).
Аудиокнига звучит тридцать часов, слушалось очень долго, думал, не выдержу. Зато я поостыл к исторический литературе и возобновил чтение фэнтези. Сейчас я слушаю "Убить некроманта" и последнюю книгу из цикла "Отрок" (к слову, там тоже начали пихать историю).