Оценка: 8/10
Для интересующихся вот мой
обзор на первый сезон. Здесь я подвожу совокупный итог и обсуждаю события второго сезона.
Во втором сезоне Ufotable перестали соревноваться с оригиналом по части рисовки, тем более что и так уже превзошли ее на голову, и наконец выдали действие, сильно отличающееся от того, что мы видели в анимешке от студии Deen. Главным героем истории внезапно стал Арчер и это тоже пошло всем на пользу. Проявилась драма, сенэн-составляющая уменьшилась. По хорошему удивил Широ, с неожиданной точки зрения раскрылись и другие персонажи.
Как и в Зеро мы сталкиваемся с крушением идеалов. На этот раз живого места не осталось от идеалов Широ. Помните, Кирицугу спас его и усыновил? Так вот, глядя на лицо счастливого спасителя, мальчик решил, что счастье ассоциируется со спасением. Так начал формироваться его идеал. Принесет ли он ему пользу? Как оказалось, нет. Идеал столкнулся с людской несправедливостью и причинил своему носителю немало страданий а процессе своего крушения. Не идеалы и их носители правят миром, мы это еще со времен Зеро знаем. И предстоит Широ не сладкая работа по спасению мира, будут звать его править историю и спасать людей, будто он какой Человек-паук. Что самое не приятное, крутиться ему в этом дерьме до скончания вечности. Но это все в будущем, а пока он
маленький мальчик с хутора Катхульт юноша со взором горящим, готовый на жертву ради другого. Вернувшийся практически с того света Арчер решает уничтожить самого себя в юности, рассчитывая таким образом свести счеты и с собственной жизнью. Немало упреков от врагов Широ получает за свой дар копипастера, с помощью которого он может копировать любое оружие и
бронетехнику и доспехи, стоит только их увидеть. Как оказалось, даже идеал и то - скопирован у Кирицуги. Может быть он сам - всего лишь копия и не более того? В общем, смысловая начинка получилась хорошей и ей могут позавидовать подавляющее большинство сенэнов, коим и является UBW. Народ на
world-art поставил
Unlimited Blade Works на 97 место рейтинга, против 81 места у
Zero и 413 у
Stay/Night. На мой взгляд Зеро должно стоять намного выше, но по крайней мере такое сравнение между обоими Stay/Night хорошо отражает динамику в пользу UBW.
По требованию профсоюза, остальной текст будет находиться под катомЛиния Иллии и ее Берсерка получилась великолепной: психологически достоверной, яркой и сжатой во времени. Однозначная удача всего аниме. UBW - зеркало души Арчера/Широ - унылый пустой мир, населенный копиями - эффектно, зрелищно, метафорично. Порой сражения обоих Широ скатывалось до банального обмена ударами, но чаще показывали красивую картинку. Схватка с Гильгамешем во второй своей половине, когда перешли на UBW, смотрелось красиво и зрелищно. Применение Эа - отлично. Граальное чудовище с дергающимся Синдзи внутри - похвально, жалко только, что все кровавые реки, текущие по улицам города оказались простой бутафорией. С Медеей так же линия получилась цельной и красивой. Битва в храме, эпизоды Медеи и сражение Арчера с Лансером - на уровне.
В Зеро прогулялись по прошлому Кирицугу (причем, там была целая самостоятельная история), потом минут за пять объяснили в чем он ошибался и к чему это может привести, здесь до лаконичности очень и очень далеко. На середине сюжет провисает, непозволительно много времени персонажи болтают, некоторые поединки растягиваются на две-три серии. Выдав крепкую драму, аниме несколько серий топчется на месте и затем процесс повторяется. Наличие четко выраженных главных героев приводит к тому, что в отличие от Зеро, где персонажи действовали независимо друг от друга, в UBW события начинают крутиться только когда в кадре появляются Широ и Рин, даже убить Иллию не могут иначе чем у них на глазах. Зато во втором сезоне если персонажи садятся покушать, то это показывается ненавязчиво и не занимает пол серии, как было еще недавно. Хотя бедняга Сэйбер наверное страдает от недоедания, недаром же в одной из сцен из ее рук сам по себе едва не выпал меч.
Основные косяки я собрал в один абзац. Видно было, что материалу оставалось не так много, поэтому пришлось несколько серий кряду разными словами объяснять, кто такой Арчер и почему он пытается убить самого себя, что не пошло динамике на пользу. Не совсем понятно, отчего ему нужно было уничтожить идеалы внутри Широ. Вернее, объяснение есть (якобы таким образом Широ не сможет стать героем), но смотрится оно не слишком достоверно, ведь погибнув сейчас и ничего не совершив, он и не сможет им стать. После того, как Гильгамеш лишается руки и его начинает засасывать в воронку, он охватывает Широ своей магической цепью и требует, чтобы тот его вытащил, мол, потом разберемся как мужчина с мужчиной. Внезапно из кустов выехал рояль в виде живого и здорового, ладно, подыхающего, но живого Арчера. Мол, выжил он, выжил. Он бы и в эпицентре атомного взрыва уцелел. Смотрелось все это просто жалко, уже сто лет не видел этого приема "бог из машины". Сэйбер и война тут похоже вещи не совместимые, ибо все время что-нибудь ей не позволяет всерьез навешать кому-нибудь люлей. Вместо того чтобы нейтрализовать Арчера, она останавливается на последнем ударе чтобы вступить с ним в переговоры, а затем вообще обещает держать нейтралитет в их поединке с Эмией, если он ответит на пару ее вопросов. А когда нужно было спасать свою новую хозяйку, тупо доверилась чужому слуге (хорошо, что он оказался честным человеком). За такие шалости сценаристов надо отправлять как минимум в арчеровы подручные. К менее значительным фейлам относится то, что Гильгамеш почему-то играет в поддавки, щадя Широ без особой причины. Объяснение этому конечно есть (чего с червяком сейчас возиться?), но слишком уж часто такое случается. Видимо, еще как-то скилл удачи прокачивать можно (в РПГ такое частенько возможно). Когда Гавгамеш пустил свой меч в Широ, но попал только в Арчера (а тот не умер, а ушел в астральную форму - господи, до чего дешевый приемчик), внезапно он по команде сценаристов утрачивает интерес к происходящему и удаляется восвояси. Есть и для этого объяснение (здание падало и на фоне разрушений убийство Широ выглядело бы не так эпично), но в аниме нам его не говорят, поэтому засчитывать его мы не будем (тем более, что тут согласно Гавгамешевой логике, более напрашивается заключение "Широ червяк и не заслуживает почетной казни"). Под лучи критики попала и сцена с передачей магической цепочки, которую авторы, сообразуясь с цензурой, показали посредством плывущих астральных рыбок и нескольких флэшбеков, но еще секунду назад казалось, что герои собрались заняться сексом, а после рыбок - что только что с этим делом закончили.
По сериалу требуется гид. Серьезно. Многие вещи не объяснены или не показаны. Например, не ясно, как так в руках Арчера оказалась Рин во время первой демонстрации UBW, как Арчер мог обходиться без мастера и так далее. А ведь было много экранного времени чтобы все подробно растолковать.
Кратко пройдемся по персонажам.
Мир не пожелал соответствовать идеалу, и идеал поколебавшись, рухнул. Арчер - Широ, бунтующий против себя самого и своего идеала, поставившего его в жуткую зависимость: теперь он до скончания вечности будет должен получать плевки в душу от людей, которым он хотел нести только добро, жертвовать ради них. Воспользовавшись фантастическим приемом, автору удалось поставить личность, разделенную во времени лицом к лицу с самим собой. Мужской разговор по душам решил бы проблемы конечно не хуже поединка. Но тут Арчер проигрывает гораздо менее подготовленному Широ потому что начинает сомневаться в своей правоте. В Зеро было крушение идеалов, здесь они восторжествовали. В эпилоге показали, что жизненный путь Широ будет несколько отличаться от пути, который прошел старина Арчер. Насколько и как, предложено додумывать зрителю. Но да, Эмия в настоящем времени - чертов супермен, ему ужасно везет и порой кажется, что противники играют с ним в поддавки, но само наличие так сказать "проблемы Арчера" делает персонажа выпуклым и психологически достоверным, а не типичным ОЯШем из аниме 2006 года. Кирицугу далеко до человеческих качеств приемного сына, но последнему по всем остальным параметрам еще дальше до своего приемного отца, что уж там говорить.
Рин Тосака отлично сумела воспользоваться уменьшением значения роли Сэйбер в деле завоевания симпатий зрителей. (Да в общем-то мечница тут особо была и не нужна.) Рин умеет строить всякие рожицы и было их 100500 штук на все случаи жизни. Сцены смущающейся Тосаки - одни из лучших что есть в аниме наряду с самыми напряженными боевыми и драматическими эпизодами, по моему мнению конечно. Пока Широ и другие персонажи болтали, Тосака действовала как могла. Она как минимум неплохая колдунья и магические поединки с ее участием смотрелись живенько и разнообразно, особенно момент, когда она надрала зад Медее. Да и по уму она намного прокаченее большинства прочих персонажей. Единственная моя претензия к ней - слишком много внимания уделяла Арчеру. "Ар-чер, Ар-чер!", - кричала она, хотя по логике больше всего страдать пришлось Широ и ему требовала поддержка. Впрочем, народу видимо нравится шипперить эту парочку - на том жи Пиксиве куча подобных артов.
Синдзи Мато неплохо выступал как клоун и приспешник Темного Властелина. Особенно удачной вышла сцена, где он ругает Гильгамеша, полагая себя хозяином положения. Отделался больничкой, что довольно странно. Значит, будет плодить таких же чекнутых идиотов. Видимо, у них вся семейка такая, кроме того чувака, что участвовал в приквеле, да Сакуры, но она - приемная.
Гильгамеш, прозванный мною Гавгамешем, в Зеро понравился больше. Там каждое его появление вносило разнообразие в сюжет и выглядело эффектно. А уж когда он пускал в ход свой Эа или призывал железки из Врат Вавилона, это было действительно круто: раз - и готово. Тут же он без особого успеха пулял и пулял даже видя, что ничего это ему не приносит, но своим главным козырем почему-то упорно не желал воспользоваться. Там он не выглядел тупым злодеем, который пытается уничтожить мир. Он ни дня ни проводил без стаканчика вина. Существует даже гипотеза, что это Гавгамеш, а не Денис Руденко написал трактат о том, как форма и цвет бокала влияет на вкус вина. У него был по своему проявляемый романтический интерес. В римейке он в основном кастует свои мечи, называет Эмию подделкой и постоянно тупит. Не бывает таких воинов, чтобы они вообще не чувствовали опасность, даже если они не сражались уже тысячи лет. Ну, так давайте просто объявим, что он и воином де не был. Был призван как воин, в мифах - воин, что вы мне тут чепуху порете, господа? Даже при всех умениях Широ, Гильгамеш должен был в открытой схватке изрубить его если не за пять секунд, то за пару минут - точно.
Кастер (Медея). Вовсе не чокнутая злодейка, пользуется вполне гуманными методами, по понятиям своего времени конечно. Постоянно страдает от предательства и все никак не научится разбираться в людях. Вроде как не против поразвлечься с Сэйбер, одетой в специфическое платье, а то и вообще без одежды ("пусть начнется Вандерсекс!"). Ну и конечно она тоже не против поиграть с протаганистами, хотя как и Гавгамеш, могла легко справиться со своими противниками, если бы дралась всерьез.
Сэйбер (Артурия Пендрагон). В первом сезоне Кирицугу не сходил у нее с языка, в этом она так же для мебели. "Подай реплику, спроси про Кирицугу, покажи мастер класс в бою, напомни, что ты умеешь держать слово" - велит неведомый кукловод. Все это Сэйбер показывает профессионально, но совершенно без души. Даже удивительно видеть ее такой после блистательной роли в Зеро и достаточно неплохой в оригинале.
Лансер (Кухулин). Пожалуй, лучший из третьеплановых персонажей: обаятельный и крутой. Очень эффектно выглядело его короткое оживление. Прикольными вышли диалоги с Рин и Широ, особенно, когда он предлагает свою помощь. Жалко только, что мы ничего не узнали о его истории, не знаем, что он хотел в этой войне.
Иллия и ее Берсерк. Всего за два эпизода зрители получили цельную историю и в конце некоторые даже заплакали. Иллия - дитя и оружие этой бесмыссленной и беспощадной войны. Только ее слуга был для нее светом в мрачном мире магии и предательства, в котором она жила. По Зеровски трагично.В общем, на мой взгляд вполне достойно сиквела Fate/Zero. Ждем Heaven's Feel.