Мрачноватая сказка про желание, про их опасность, про силу дружбы и не простые выборы и много чего еще. Уже очень давно я не читал книгу, которая бы при такой камерности всерьез захватывала сюжетом и цепляла персонажами. В принципе никаких революционных сюжетов здесь не найти (кроме того, что изложен в седьмой истории и частично - шестой), однако все компоненты поданы весьма грамотно. Постоянно появляются твисты, переворачиющие все с ног на голову и обратно, пинающие наше чуткое читательское сознание, подбрасывающие и швыряющие нас во все углы. И хотя теперь сюжет мне полностью известен, я знаю, что когда-нибудь возьмусь за чтение чтобы вспомнить это прекрасное время, насладиться некоторыми моментами и открыть то, что ускользнуло в первый раз.
Первые четыре тома представляют собой детектив, в котором нужно вычислить злодея из небольшого круга подозреваемых. И надо сказать, что сделать это так просто не получится, ведь у антогониста всегда есть очень серьезное преимущество (о котором позже). Но и после того как преступник найден, предстоит найти
гуманное решение как его остановить - это непременное условие главных героев. Обходиться предстоит чисто интеллектуально-психологическими методами, дабы торжествовал разум и идеалы, что добавляет сложности и интересности, но порой вызывает досаду читателя. В пятой книге противник уже известен, с ним разбираются и в шестой. Загадку в седьмой представляет лишь сама Мария, да то, каким образом главный герой сумеет выпутаться из этой в самом деле непростой передряги.
Что вообще это за штуки такие - Шкатулки? А такие, что исполняют желания. Но здесь все, кто их получают, не ищут простых путей, и даже магия, заключенная в этих магических предметах, им плохо помогают обрести счастье. Так называемые Владельцы - на самом деле люди несчастные. Почти все они пострадали от злой судьбы - шкатулки берут не от хорошей жизни.
Психология выписана на очень высоком уровне, тут каждый из персонажей второго плана сделал бы честь любому аниме в качестве главного героя. Что уж говорить о самих Кадзуки Хосино и Марии Отонаси.
Мария относится к числу тех девушек, которым за их блестящий ум можно простить их внеземную красоту. У нее стальная воля. Думаете, она ищет шкатулку чтобы выполнить свое желание? Тут все не так просто. Она во многом похожа на Рем из
Ре Зеро. Но Рем была готова на самопожертвование только ради Субару, ну и своей сестры (хотя может быть и еще кого-то), Мария жертвует собой ради едва знакомых и даже не слишком симпатичных личностей. Каждое исполненное желание это немалая жертва с ее стороны. И одновременно девушка жаждет избавиться от этого груза и вот, словно по ее желанию, рядом с ней появляется главный герой. В случае с Рем дело ограничилось всего лишь помощью со стороны Субару и короткой психотерапевтической беседой, а с Марией пришлось повозиться преизрядно. И Мария и Рем владеют боевыми искусствами, но вот мне было бы интересно, способна ли Мария убить кого-то ради спасения Кадзуки? В конце пятого тома
читать дальшеМария внутренне отказывается от своего возлюбленного когда он начинает вести себя не в соответствии с ее идеалами. Прочитав это, я признаться испытал негодование. Тем более что свои идеалы он нарушил ради нее же. Однако Марию становится жалко как только эмоции чуть остывают. А прочитав еще немного, я уже не мог так категорично утверждать превосходство Рем. Полагаю, они обе разные и по своему хороши.
На фоне такого мощного и в то же время несчастного боевого звена главный мужской персонаж интересен по-своему и хорошо проработан. Он инфантилен в своем желании сохранить повседневную жизнь (отсюда и его не принятие насилия), но и ярок насколько это возможно в его амплуа. Он - герой размышлений, а не действия. Однако в последней книге он разительно меняется и только его любовь к Марии остается. Именно ему удается победить коварного О и вернуть ее к состоянию "нулевой Марии", за что мы все ему бесконечно благодарны.
Настало время немного поговорить о сюжете. В принципе, все это можно не читать, а сразу перейти к чтению книги. Или прочитать только первый абзац. Особо злостные спойлеры буду помечать.
В
первой книге очень много объяснений и она является достаточно специфической, так что лично у меня на первых порах периодически возникало желание бросить чтением. Мы знакомимся с главными героями истории. В класс, в котором учится ничем не примечательный герой по имени Кадзуки Хосино, переводится девушка, назвавшаяся Ая Отонаси. Представляясь классу, она пообещала уничтожить Кадзуки. Когда я читал аннотацию, то полагал, что столкнусь с более-менее стандартной романтической историей навроде Торадоры (первый том которой я с большим трудом недавно осилил и не собираюсь браться за продолжение). Итак, первая история выполнена в духе Дня сурка, но гораздо менее позитивного и даже вовсе не радостного. Место действия ограничено полутора локациями, главной из которых является ученический класс в типичной школе. О том, что происходит, мы знаем не больше чем главный герой, от лица которого ведется повествование. Но зато об этом куда больше знает Мария (так на самом деле зовут Аю). Когда с ее помощью мы начинаем узнавать ситуацию, то от этого долгое время понятнее не становится. Но чем больше мы узнавали, тем логичнее все выглядело.
Читать остальной текстПервая половина выписана в мрачно-депрессивных тонах: постоянно кто-нибудь умирает, Мария не справедливо (как нам кажется) относится к Кадзуки. Читалось очень не важно еще и по следующей причине: автор скуден на описание, декорации не меняются, порой невозможно в точности понять что происходит читать дальше(эпизод с тем, как Мария якобы толкала народ под колеса). Потом к счастью недоразумения разрешились и главные герои направили всю силу своего интеллекта чтобы выпутаться из ситуации, причем главный злодей всегда на пару десятков шагов впереди благодаря тому, что он - Владелец.
Вторая книга изобретательно эксплуатирует сюжет про перемещение сознания в другое тело. Телом Кадзуки завладевает какой-то монстр, который шаг за шагом разрушает его повседневную жизнь, пока в конце-концов не завладеет полностью. Во всяком случае он (или она) на это надеется. В принципе книга в глобальном смысле не сильно важна для сюжета, однако в ней еще лучше раскрываются парочка главных героев и читается она влет. читать дальшеХосино начал поздабывать "Комнату Отмены" и даже едва не предал Марию, но это дало прекрасную романтическую сцену, так что мы на него не в обиде. Несмотря на угрозу парню, мы-то понимаем, что он с блеском выпутается из всех неприятностей. История вышла куда более позитивной чем первая, но все равно достаточно мрачной. Кроме того если в первой книге крайнее до самоубийства миролюбие Марии и Кадзуки казалось не таким уж важным, то начиная с этой (и вплоть до шестой) это дело периодически вызывает досаду. Здесь тоже мало действия, но уже три с половиной локации, а ситуации прекратились повторяться с минимальными изменениями.
В третьей истории, разделенной на два тома, герои угодили в игру и выпутывались из нее на протяжении двух томов. Нет, не в "Мастеров меча онлайн" - тут ролевая игра, основанная на всяких психологических заскоках злодея, заполучившего шкатулку. Называется "Игра Бездельников". И снова происходящее повторяется, но со значительно большими вариациями. Читать дальшеКаждый участник один раз должен побывать в роли так называемого игрока - войти в своеобразную матрицу - и победить, иначе погибнет, в то время как остальные участники представляют собой НПС, а значит, ничем не рискуют. Игра продолжает до тех пор пока все действующие лица не побывают в шкуре игроков. Проблема в том, что Мария не приемлет насилия даже над виртуальными персонажами и неминуемо погибнет. Кадзуки должен остановить игру до того как она примет участие в ней в качестве персонажа. Кроме этого он так же не собирается прибегать с насилию, так что придется ему напрягать извилины. Мария здесь клянется защищать Хосино, он же в свою очередь тупит. Появляется тян по имени Юри (такая милашка), которая влюбляется в Кадзуки, а Отонаси к ней немного ревнует, что улучшает цвет ее и без того прекрасного личика. Как всегда из персонажей автор повытаскивал гнильцы. Эта книга почти не принесла никаких новых сведений о главной героине. Зато про Хосино мы узнали, что раньше он одно время пил чистые девичьи слезы чуть ли не ведрами, хотя это не доставляло ему особого удовольствия и как психологу-любителю ему совершенно не платили. Изменения в его поведении начали происходить обосновано и гладко, без всяких надрывных воплей "Тысяча чертей прекрасный лун! Мария, я тебя люблю, я не могу жить без тебя" и от этого романтические сцены только выиграли. Несмотря на вдвое увеличенный объем текста, читается история на одном дыхании и не хуже двух предыдущих, а пожалуй и лучше не то в силу привыкания, не то стиль стал получше.
Героем пятой книги стал одноклассник главного героя по имени Дайя Амине. Он вообразил себя справедливым божеством, которое может карать всяких преступников. Причем, карать не в смысле Тетради смерти - тут все опять очень не просто. Бороться с ним пришлось на протяжении двух томов. Начиная с этой книги сюжет тонко начинает отходить на второй план и вперед выдвигаются взаимоотношения главных персонажей, а так же всякие нравственные вопросы. В послесловии Эйдзи Микагэ радуется тому, что так удачно у него удалось выписать Дайю. Ну да, противоречивый персонаж, интересный. Наверное. Но что он по сравнению с жарящей котлеты в переднике на голое тело Отонаси? Ладно, шучу. Мы снова узнаем что-то новое про Марию и таинственного О. Читать дальшеИменно тогда Кадзуки объявляет себя "рыцарем Марии", который должен спасти ее от Айи и самой себя. Так же книга знаменита тем, что тут наконец-то, когда уже все вроде как потеряно, приезжает рояль из кустов, чего ранее в столь явном виде не наблюдалось. Однако прочитав следующий том, я стал лучше понимать обстановку и теперь уже не считаю этот рояль столь наглым и громоздким. На первый план пару раз выдвигалась милашка Юри и это были одними из лучших сцен в книге. Пятая и шестая книги заставляет задуматься над нравственными вопросами, а не пытается впихивать навязший на зубах шаблонный выбор между вопросом, на который большинство граждан и так ответят без раздумий (а иначе не было бы никаких Декстеров).
Пожалуй, книгу можно было бы озаглавить "Битва Владельцев". Как и прежде, большая часть текста посвящена рассуждениям и внутренним монологам, а так же глубинным исследованиям характеров. Но через не продолжительное время опять же - в который раз - начинаются сюжетные повороты, раскрываются скрытые ловушки, идет противостояние умов и тактик, выясняются всякие интересные подробности и нюансы. Сюжет снова держит в напряжении при минимуме действий. Дайя считает, что для победы читать дальшенад Кадзуки ему нужно ввергнуть его в пучины отчаяния, как биткоин в 2018 году. И на этот раз у героя не будет союзницы Марии. Собственно в этой книге она в основном только присутствует и служит в качестве мотивации для главного героя. Было тяжело наблюдать за тем, как она отдаляется и в итоге уходит в закат. Хотя кот Пузя конечно ни на минуту не усомнился в хэппи-энде и считал что дескать нечего волноваться.
В финальном томе Кадзуки попал в свою версию Исчезновения Марии Отонаси (и одновременно бесконечную восьмерку), но гораздо более мрачной и безнадежной чем прошлый части. Столько драмы и переживания за персонажей... Здесь уже нет никакого детектива, а в качестве антагониста выступает мистический О, а так же читать дальшеАйя. Исследованию личности последней посвящено немало страниц. Как и Марии, потому что мы на самом деле почти ничего не знали про нее - вот сюрприз! Книга лишний раз говорит о том, что чаще всего помогающим самим нужна помощь и не меньшая, чем тем, кому они помогли. читать дальшеТаковы сестры Отонаси. Как написано в Библии - не сотвори себе кумира. Марию к несчастью не миновала подобная участь и за это она расплачивается, совершая вроде как благие деяния, которые на самом деле ни к чему хорошему не приводят. Девушка и Кадзуки бьются в чудовищной паутине, откуда нет выхода. Только парень хотя бы осознает проблему, Отонаси же ее таковой не считает, хотя ее подсознание тщится найти выход, но без посторонней помощи ей это не под силу. Надо отдать должное преображению главного мужского персонажа. Оно оправдывает пассивность, в которой я упрекал его на протяжнии всех прошлых частей (начиная с первой книги, когда он читать дальшенаблюдал за тем как Марию укокошивает его возлюбленная Моги). Он превращается читать дальшев монстра, но в то же время мы понимаем мотивы его поступков, понимаем, что его проделки не затрагивают реальный мир. Однако все же ужасаемся его деяниями. Или восхищаемся. Или пробуем примерить их на себя (не получается). К счастью, ему удается с потерями, но выбраться из западни. Книга учит любить и принимать себя такими, какие мы есть. Блестящее завершение истории, даже не ожидал.Вот и окончилась серия небольших томиков, которые принесли мне немало удовольствия и оставили после себя ощущение светлой грусти. Ознакомьтесь с книгами, если вы до сих почему-то этого не сделали.
На МАЛе история занимает очень высокую позицию. Ну и поскольку серия была выпущена без сокращений, то есть как задумывал автор, то я полагаю, что и в Японии у нее ее любят. А экранизацию снять так и не сподобились. По моему мнению идеальным был бы формат полнометражных фильмов. Возможно не решились, потому что новеллы не особо кинематографичны и выбиваются из потока однотипных попаданческих фэнтези гаремников про сестренок, может быть испугались сложностей, может быть автор не пожелал продать права, испугавшись сложностей у экранизаторов. Конечно, всегда можно запилить гарменик: Мария - ледяная королева, Юри - моэ, Ироха - цундере, Касуми - яндере, Коконэ - генки...
Я пробовал слушать еще несколько книг автора. К сожалению - не пошло и ни с одной я не смог справиться. Персонажи страдают различными психическими расстройствами, депрессивная атмосфера, никаким счастливым концом не пахнет. Что-то это мне напоминает. Но сами истории показались какими-то уж больно безысходными, а персонажи - бесхребетными. Возможно у автора в свое время так же были психологические травмы. Надеюсь, он все же напишет что-то, более похожее на "Нулевую Марию" или годную романтику, таланта ему не занимать.
Оценки по пятибалльной шкале (от кота Пузи):
Сюжет: 5+
Мир: 5
Персонажи: 5+
Стиль: 4
Кратко о книге: шедевр
Нужно ли читать: обязательно!