Сезоны сериала в хронологическом порядке: "Спартак: Боги арены", "Спартак: Кровь и песок", "Спартак: Месть", "Спартак: Война проклятых".
Мой рейтинг: 9.5
Производство: США
Жанр: история, драма, боевик, биография.
Актеры: Энди Уитфилд (Спартак), Лиам МакИнтайр (Спартак), Джон Ханна (Батиат), Люси Лоулесс (Лукреция), Ману Беннетт (Крикс), Дастин Клер (Ганник), Дэниел Фьюрригал (Агрон), Вива Бьянка (Иллития), Питер Менса (Эномай), Лесли-Энн Брандт (Невия), Синтия Аддай-Робинсон (Невия), Катрина Ло (Мира), Саймон Мерреллс (Красс), Тодд Ласанс (Цезарь), Ник Тарабэй (Ашур),Стивен Ловатт (Тулий), Крэйг Паркер (Глабр), Эллен Холлман (Сакса), Ханна Мэнгэн Лоуренс (Сеппия).
"Спартак" представляет собой достаточно органичный сплав сериала "Рим" и суперблокбастера "300 спартанцев". От первого достался высокий уровень сюжета и собственно, древнеримская тематика, от второго - яркий визуал и пафос. Всего было снято 39 серий продолжительностью около часа каждая. По сути, каждый сезон "Спартака" - это цельный фильм. В первом сезоне и приквеле события происходят в лудусе (школе гладиаторов), где обучается Спартак и другие гладиаторы, в оставшихся двух сезонах пересказываются основные ключевые моменты восстания. С различной степенью детальности, этот обзор охватывает приквел и все три сезона, а последний из них я анализирую более подробно. Много иллюстраций под катом. Куча неприкрытых спойлеров в наличии. Читать продолжение
Разберем основные составляющие сериала по порядку.
Выбранный визуальный стиль и мастерство постановщиков дают возможность красиво и эстетично подать любые сцены действий. Поединки ориентированы не на достоверность, а на зрелищность. Чудеса компьютерной графики и куча подготовки. Все эти прыжки, фехтование, способы убийства и прижизненного расчленения - они очень разнообразные и зрелищные. Нет долгой, получасовой рубки мечами: выпад - льется кровь, ломается щит или отрубленная конечность летит в неизвестном направлении. Сколько литров крови в обитателях древнего Рима и прилегающих окрестностей: кровушка весело разлетается крупными каплями, струями и бьет из тушки фонтами. Наиболее эффектные моменты боя или чего угодно кроме болтовни показываются в замедленном времени (этот прием называется слоу-мо) чтобы зритель мог оценить изысканность того или иного движения, замаха или отфгачивания половины челюсти; полюбоваться, как изысканно падает туника. Удар, который вывихнул бы челюсть, для опытного воина тут ничего не значит, даже синяка не остается. Более-менее равные соперники могут с десяток раз по вражескому щиту с силой буйвала вломить, но меч все равно как новенький и нисколько не тупится. Не рассчитаны возможности мышцатых гладиаторов: пробить достаточно крепкий железный доспех или отрубить голову легко получается даже у хрупких на вид женщин, а издыхающий от изнеможения и потери крови боец, вспомнив что-нибудь клятвенно-героическое, поднимется с колен и тремя нечеловеческими ударами нарежет противников на отбивные. Во втором сезоне при штурме арены один из руководителей восстания получил как минимум одно копье в бок, но и после этого ему не составило труда нести на руках тяжело раненного товарища. Феокл - комиксоидный монстр, здоровенный тролльи просто очень хороший человек. Он вообще может пережить что угодно (кроме отрубания головы): после того как различные участки его тела пронзило два меча, он отдохнул пару минут в лежачем положении и легко вскочив, торжествующе проорал: "Можно начинать?". Даже без сцен секса это красивое и жестокое зрелище для зрителей старше 18 лет.
Боевые сцены, как я заметил в последнем сезоне, занимают примерно 10 минут в конце каждой серии и некоторое время в различных ее частях. Так чем же может привлекать "Спартак" кроме кровавой, пусть и очень красиво показанной мясорубки?
Сценарий замечательный: в нем много сюжетных узелков и хорошая драматургия. Много политики, драмы и человеческих взаимоотношений. "Поднявший меч - от меча и погибнет", - этот афоризм относится к Спартаку на все 100%. Все, кто жаждали мести и были одержимы амбициями, все, кто чего-то хотел добиться в жизни, понесли тяжелейшие потери. Почти каждый успел побывать в аду. Лучшим признаются "Боги арены", ибо за шесть серий смогли создать историю рода Батиата и увлекательно рассказать о нужных для последующих сезонов людях. "Кровь и песок" до середины пробовали и экспериментировали, но со второй половины интрига уверенно держит в напряжении. Второй сезон - своеобразный мост между лудусом и началом конца - в принципе хорошо, хотя в финале мы опять лишаемся многих полюбившихся персонажей (плохих и хороших). "Война проклятых" подводит разнообразные итоги, а сценаристы очень хорошо распорядились оказавшемся в их руках козыре - предрешенностью славного конца. Чего не отнять у Спартака - это очень достойные закрывающие сезоны серии, высокий уровень зрительских эмоций обеспечивает далеко не только слоу-мо. Особенно хорошими получились они в первом и третьем. Так же сценарий раскрывает темы дружбы, мести, свободы, любви, следование идеалу...
Скрины "Богов арены
Боги арены
Скрины "Крови и песка"
Кровь и песок
Скрины "Мести"
Месть
Пройдемся по начинке сезонов грубым помолом. Нельзя сказать, что "Кровь и песок" была великолепна чуть менее чем полностью. Собственно, рассказывается о том как Спартак попал в гладиаторы и почему поднял восстание против ланисты (то есть хозяина лудуса). Первая серия произвела впечатление бюджетного варианта "300 спартанцев". Затем последовало еще несколько эпизодов, лично для меня любопытных в той мере, что бы продолжать просмотр. Но зато следующие серии были очень хороши (снимали сразу блоками по нескольку штук). Подтянулась драматургия, улучшились визуальные эффекты, возросло мастерство режиссеров, с лучшей стороны стали проявляться актеры. Приквел "Боги арены" (историю его создания я кратко пересказываю ниже) был еще совершеннее: в них раскручивалось сразу несколько историй. Технически они держались на уровне последних серий предшественника. В шестой серии показали расчудесную дуэль двух соперничающих гладиаторских школ. Во втором сезоне "Спартак: Месть" гладиаторы на свободе занимались тем, что мстили под руководством Спартака и освобождали подружку Крикса, в целом, было не очень богато на события и смотрелось слегка непривычно ввиду потери привычного окружения - арены. Спартак каждую серию толкал пафосные речи с повозки. Зато воскресшая Лукреция, а так же Иллития, Эномай, Ашур и некоторые другие почившие в финальном эпизоде "Мести" герои помогли преодолеть намечающийся кризис и всячески укрепляли связи с предыдущими частями. Возможно, сейчас я недооцениваю "Месть", потому что по итогам просмотра я был весьма доволен. Надо пересмотреть от начала до конца.
Не успел окончиться сезон, как поступило официальное заявление о том, что следующий станет последним. Я был слегка разочарован. С одной стороны возникает ощущение пустоты, пробела, но с другой - победы быстро приедаются, а без утрат (костяк персонажей нужно было сохранить серии до восьмой последнего сезона) было бы не так драматично.
Скрины "Войны проклятых"
Война проклятых
В последнем сезоне, "Войне проклятых" бреши в рядах колоритных персонажей закрывались Крассом и Цезарем, а эпизодов в римском лагере было предостаточно, причем там было больше политики и взаимоотношений чем в лагере бывших рабов. Первый раз за весь сериал, когда захотелось узнать что происходило в истории, где были неясности и каковы на самом деле мотивы исторических личностей. Не разочарую, я вполне мужественно сопротивлялся этому желанию и быстро его победил. Но Спартак, Ганник, Крикс и Эномай, не считая конечно Красса и Цезаря - реальные личности. Сразу говорю: хотя у команды сценаристов была возможность "поправить" историю в угоду жаждущим хэппи-энда (тем более что тело Спартака так и не было найдено), они ею не воспользовались, что конечно пошло на пользу не только историчности. Третий сезон получился очень напряженным: каждый участник может погибнуть в любое время (по крайней мере эту иллюзию достаточно легко поддерживать). Даже когда Спартаку протыкают плечико кинжалом, все равно замираешь на месте и минуту спустя радуешься, что всех недругов он благополучно отправил в ад и не валится с ног от потери крови. Быстрая смена локаций, возросшая масштабность, обилие кепчупа, атмосфера скорого конца, борьба интеллектов - кто не обрадуется? Поголовье женщин и девушек правда изрядно сократилось, а жаль. Еще хотелось бы видеть Батиата, хотя конечно, к этой истории он уже не имеет никакого отношения.
Остановлюсь только на двух конкретных эпизодах "Войны проклятых". Поминки по Криксу в старом добром стиле - лучшие воины выходят на арену и мочат римлян в слоу-мо. Без арены в сериале ощутимо чего-то не хватало (19 серий на ней и всего 20 - вне). Хотя я бы добавил масштабности и приказал римлянам драться так же и между собой. Первая половина последней серии подготавливает к битве и четко обозначает смысл восстания и жизни вообще, во второй - сходятся две армии: изрядно поредевшая - Спартака и почти такая же могучая как и при выходе из Рима - Марка Лициния Красса. Баталия, несмотря на явный перевес римлян, кажется начинает клониться в пользу восставших, но тут же понимаешь, что это - часть героического полотна, за следующим узором которого - прощальные песни сказителей, прославляющих свободу и героизм, устремленный в века. Серия называется "Победа", но не потому, что Красс потерпел поражение, а потому, что некоторые рабы получили свободу и следовательно, усилия восставших пропали не зря. В ней есть все, чего может пожелать ценитель пеплумов: отдельные смертельные поединки важных действующих лиц, машины и механизмы, хитрые маневры, эпичность, кавалерия, красота остановившегося мгновение. Можно сравнить с достаточно дорогой кинопостановкой. Уже после мы видим Помпея, едущего на белом коне. Я вслух воскликнул: "Он хороший", имея ввиду, что не он виноват в гибели наших доблестных воинов (хотя он поубивал немало попутчиков армии рабов, но это к делу не относится). Последние слова Спартака заставляют грустить (некоторые зрители даже плакали, другие - не могли долго уснуть) и производят сильное впечатление.
Трансформация образа Невии

Невия
Мира украшала сериал два сезона

Мира
Сура
Сура
Сакса
Сакса
Лаэта
Лаэта
Лукреция
Лукреция
Иллития
Иллития
Теперь пройдемся по менее значительным составляющим сериала. Кровь-любовь. И того и другого в достаточном количестве. Квинт и Лукреция - отличная пара, несмотря на то, что жена часто использует член Крикса и даже ревнует его к Невии, а муж в ее присутствии совокупляется с рабынями (что однако считалось в порядке вещей, иное дело - со знатными матронами и не дай бог с чувствами). Спартак любил свою жену Суру, любил всю жизнь. Мира - самая красивая девушка в сериале - всегда его поддерживала и утешала, но ее чувства оставались по большей части безответными. Ее смерть являлась для нее путем в мир, свободный от страданий и ее было реально жалко. Еще у вождя гладиаторов были немного странные отношения с вдовой убитого им эдила, но там ни о какой любви с его стороны не могло быть и речи. Крикс влюблен в Невию, ради того чтобы быть с ней, принимает участие в восстании, продолжает нежно любить несмотря на сильное падение ее кавайности, порчу характера и нелады с головой (все это - последствия пребывания на рудниках, кстати, такую симпатичную девушку какой она была в первом сезоне, очень вряд ли отправили бы на рудники или отдали в пользование солдатни или черни). Эномай был женат, а его жену любил Ганник. Последний так же любил Саксу и какую-то рабыню, спасенную им в последнем сезоне, но обошлось без трагедий. Красс любит рабыню Кору и игнорирует постель своей жены: предательства, разлука, потеря. Крепкая мужскаядружба любовь тоже наличествует: Барка и Петр, Агрон и Назир. Наконец, нельзя не упомянуть о некогда лучших подругах - Иллитии и Лукреции, несмотря на то, что их любовь была чисто дружеской пока не переродилась в ненависть. Лукреция, ради достижения высокого положения в обществе, пыталась скомпромментировать Иллитию, а затем - шантажировать. В финальной серии, когда предоставилась возможность, "несчастная" девушка приказала воинам мужа, охранявшим виллу, закрыть двери, в результате чего погибло много римлян, в том числе пострадала некогда бывшая наперсница. (Беременная Лукреция, напоровшаяся на острый меч прямо животом, внезапно выжила (вообще, это зрители виноваты со своими просьбами воскресить кого-то из парочки своих любимцев), к сожалению, наследник у Батиата так и не появился, а чуть больше мистики - и через пару месяцев вырос бы Фиокл-2. Аналогичный трюк, но уже с другой беременной дамой в конце второго сезона к сожалению не прошел.) Во втором сезоне воскресшая вдова Батиата якобы теряет все свои воспоминания. Все время ждешь чудовищной мести. Так же Ашур любил бывшую хозяйку, но чисто как трофей, который ему отдал Глабр.
Аристократы, воины, должностные лица. В сериале "Спартак" легионеры выглядят как настоящие воины (а не как в отечественной телеверсии "Мастера и Маргариты"), римские аристократы - как римские аристократы. Женщины любых национальностей и рас - хороши внешне и внутренне, ну то есть прекрасно играют. Мужики не вылезают из спортзала и в основном демонстрируют хорошую актерскую игру, как ни странно.

Ганник - я бы с удовольствием распил с ним кувшинчик-другой неразбавленного вина. Вино, женщины, сражения - нам найдется о чем поболтать. Легко относится к жизни, умеет ценить момент и не ищет Цель с большой буквы. Чувствуя свою вину перед Эномаем, честно ему все рассказал. Пытался удержать Спартака от пути беспощадной всеразрушающей мести, в конце-концов примкнул к восстанию. Предводительствовать людской массой - не для него, ему это совсем не интересно. Не знаю, был ли Ганник рожден свободным, но свободу он получил, за свои выступления конечно. Смехом встретил он последнюю битву. Бог арены - вот его титул и это эпично обыграли в финале.

Крикс - харизматичный, вспыльчивый, помешанный на чемпионстве и своеобразном гладиаторском кодексе чести туповатый галл. Единственный персонаж, который прожил чуть менее чем все серии на наших глазах. Их отношения со Спартаком с самого начала не были легки: Спартак изначально покушался на его титул и совсем не понимал основ гладиаторского житья-бытья, вследствие чего сильно тупил. Только необходимость вырваться на свободу чтобы спасти Невию заставила галла присоединиться к восстанию. Все время он жестко отстаивал свою точку зрения, не считаясь со здравым расчетом - отправить в ад как можно больше римлян. Невия рьяно поддерживала и усиливала его склонности, что конечно сыграло свою роль. Крикс не знал в своей жизни ничего кроме рабства, арена вознесла его и превратила в свободную на свой манер личность. Таких как он рождает и возносит на вершину война и лишь одна она дает смысл жизни, даже если они твердо уверены, что жизнь эта будет короткой. Они не могут остановиться и принять иной порядок вещей. Спартак учитывал норов гладиатора в своей стратегии и достаточно неплохо, однако, признав право свободных людей на свободную смерть ради свободной смерти, он не стал противиться выбору галла и разрешил тому с лучшими войнами пойти на Рим. Да, решение достаточно глупое. Оно не дало Спартаку ничего: пока Крикс воевал, его бывший командир с остатками вооруженных сил и тысячами полуголых и бесполезных рабов сидел на жопе, а не быстро двигался к Альпам чтобы раствориться за ними. Кстати, последний разговор двух вождей - единственный случай их полного взаимопонимания.
"Спартак: Кровь и песок", вышел в 2010 году и сразу же завоевал симпатии публики. Но когда сезон стал подходить к концу, выяснилось что тяжело заболел актер, играющий Спартака. Болезнь находилась на ранней стадии и врачи наперебой трубили о скором выздоровлении Энди Уитфилда. Летом его выписали. Чтобы дать актеру время восстановить силы, было принято решение снять шестисерийный приквел "Спартак: Боги арены", в котором самого Спартака не было. Предупреждаю вопрос потенциального зрителя: смотрите в том порядке, в каком снимали. Вскоре выяснилось, что у Уитфилда рецидив и встал вопрос: провести рекастинг или закрыть сериал. "Шоу должно продолжаться" - сказал Спартак. С его одобрения на роль был взят Лиам МакИнтайр. На мой взгляд, далеко не худший выбор. В качестве альтернативы предлагался Доминик Пёрселл (тупой Линкольн Берроуз из сериала "Побег"), ну, это вообще за гранью добра и зла, зрители бы такого не потерпели, поэтому продюсеры быстро сослались на некоторую его знаменитость и уволили без выходного пособия. Хорошим выбором стал бы Сэм Уортингтон ("Аватар", "Битва титанов"), но он в буквальном смысле сожрал бы весь бюджет сериала. Лиама кстати тоже многие восприняли в штыки, что связано в том числе с трансформацией образа чемпиона арены и мстителя в непогрешимого предводителя и лидера, а так же некоторой щуплостью фигуры на фоне остальных прокачанных до 80 уровня спортсменов-актеров. Всего с участием МакИнтайра вышло два сезона по 10 серий в каждом: "Спартак: Месть" и "Спартак: Война проклятых".

Спартак родился свободным, римским военачальником был продан в рабство и быстро получил титул Приносящий Дождь. Он восстал ради мести Батиату и Глабру. В "Войне проклятых" пытался задействовать все рабское население Республики, а когда благодаря Цезарю и предательству киликийских пиратов это не удалось, решил закончить восстание как можно с больше пользой для людей. Возможно, если бы он бросил больных и убогих и выступил вместе с Криксом, они смогли бы наделать еще немало шума (или просто уйти за море), но могущество Республики все равно слишком велико, в лучшем случае победа была бы пиррова. Спартак способен разжечь в людях огонь не только благодаря титулу чемпиона Капуи. Но и ему тоже - только за безусловным авторитетом пойдут освобожденные гладиаторы. Он блестящий стратег и полководец, которого Красс смог победить только благодаря численному перевесу и преимуществу в вооружении. Возможно, Энди - идеальный Спартак на все времена, мы его не забудем. МакИнтайр (Спартак со второго сезона), несмотря на то, что его поругивают, сыграл вполне хорошо, а в последнем сезоне - так вообще здорово. Финальная серия - это было и волнительно, и страшно, и героично, и драматично, в том числе благодаря ему. Правда артист изначально казался слишком молодым для умудренного опытом фракийца, который еще до арены неплохо повоевал, но постепенно это перестаешь замечать. Один из последних кадров - это где Энди Уитфилд кричит "Я - Спартак". Весьма внушает. А вот настоящее имя героя мы не узнали: в сериале так его окрестил, кажется, Глабр и, как я думаю, Спартак не захотел чтобы римляне как-то использовали его настоящее имя.

Так же очень понравился Эномай (афроамериканец, как бы это не было удивительно), он был прекрасным наставником, умелый воином и просто хорошим человеком; погиб в битве при Везувии (второй сезон). На поминках в честь Крикса звучат многие доблестные имена.

Красс - инфернальный злодей. Примерно на порядок круче предыдущего негодяя Клавдия Г. Умен и проницателен, настоящий злой гений Спартака. Самый богатый на тот момент человек республики (замечу, что в войнах он не участвовал и следовательно, как полагается благородному римлянину, не мог богатеть, воруя имущество покоренных народов и угоняя в плен человеческий материал); на свои деньги снарядил целую армию. Не знатный, что по тем временам делало его путь на вершину достаточно труднопроходимым. Кстати, он не стал безоговорочным триумфатором. Более молодой и хитрый Помпей львиную долю победы сумел приписать себе. Марк будучи тоже достаточно хитроумным, сумел обратить это в свою пользу: не став судиться с Гнеем, он сделал из него союзника (правда, как мы помним, в итоге победил второй не Красс и не второй союзник, а Цезарь).

Цезарь - неожиданный образ, ничего общего с его изображением на монетах и в учебниках истории, что даже хорошо. Наглый и хамоватый, вульгарный разгильдяй. То, что он командовал легионами, всем известно, а теперь мы знаем, что он был прекрасным воином (впрочем, один на один он не смог бы одолеть ни одного из главарей восставших рабов, о чем намекнул ДеНайт). Цезарь жестоко пострадал, о, ужас. Да, вроде были все предпосылки создать с его участием (и конечно же как я надеюсь, Крассом и Помпееми Марком Юлианом) спин-офф, но пока никакой информации не поступало, боюсь, то самое "пострадал" в глазах зрителей сделало его не очень привлекательным героем.
Быт и нравы римлян изображены с достаточной степенью достоверности. Сама же республика как полагается - жестокая и развращенная и из этого отнюдь не тихого омута черпают вдохновение сценаристы, заставляя персонажей строить планы и действовать. В лудусе хозяева и их гости занимались сексом днем и ночью с рабами и друг с другом. Во втором сезоне показали бордель в самом разгаре рабочего дня (замечена продукция из современного секс-шопа; трахающиеся обливаются вином с ног до головы и т.д.). Некоторые не врубающиеся вообще смотрели "Спартака" как прелюдию. На мой взгляд, снято это дело замечательно, лучше аналогичных в "Игре престолов". И вполне уместно, учитывая нравы Римской Республики. Девушки и женщины разумеется с прекрасными телами, просто праздник для души. Минимум один раз плавно переключали с эротической сцены на боевитую и обратно, смотрелось, что характерно, здорово. Секс и насилие - прекрасный коктейль, когда в нем разумеется имеется сюжет, а его здесь много. Во втором-третьем сезоне эротики стало очень сильно меньше, сказывается реакция зрителей, а может быть, просто для участников восстания минули беззаботные деньки. К сожалению, добавлю, что актрису, игравшую Невию в первом сезоне и приквеле, сменили на другую (первая - нежная и все такое, вторая - страшненькая и дикаристая). В конце второго сезона выпилили Миру. В последнем сезоне добавилась достаточно симпатичная Лаэта (жена выпиленного Спартаком эдила). В "Мести" играла Сеппия. Приятны глазу Лукреция и Иллития.
Гладиаторские поединки проходили при большом скоплении восторженного люда. Во время выступления любимых бойцов римские женщины от восторга и отсутствия излишнего стеснения (и речи не могло быть, будто "они невоспитанны" - у римлян такое считалось в порядке вещей) срывали с себя одежду, выставляя напоказ обнаженную грудь. В первой серии "Богов арены" можно увидеть римские туалетный быт. Ругались знавшие латынь красочно, наиболее любимым у гладиаторов считалось "член Юпитера", например, "думаешь, Юпитер выглянет из-за туч и помашет нам своим членом?!".
Топ злодеев:

Батиат

Красс

Лукреция

Тулий

Иллития

Ашур
Рожа, если кому она интересна
Клавдий Глабр
Можно было бы отметить и Клавдия Глабра - он был основным антагонистом второго сезона, участвовал в первом, а так же именно он стал причиной всех бед. Показал в себе настоящего патриция только в нескольких последних сериях, потому при всей своей мерзости и не попадает в мой топ.
Ныне первый сезон + приквел можно считать классическими. Прежде всего, события в них происходили в доме ланисты, на арене и других злачных местах. В школе гладиаторов главный герой научился виртуозному владению оружием (он использвал два меча - по одному в каждой руке). Оттуда же вышло большинство интересных личностей. Там же разгорались страсти, происходили самые сильные душевные переживания. Школой, как я уже написал, управлял Батиат. Он и его жена были идеальными злодеями в первом сезоне, а их становление показано в приквеле, где они изначально были в роли жертвы. Масштабность сериала "Спартак" идеально выдержана именно в стенах и на арене. Хотя в дальнейшем бюджеты возросли, чувствуется нехватка баталий легион на легион (главные герои частенько обеспечивали основное зрелищное блюдо - прыгают, наносят сокрушительные удары, слоу-мо, куда уж без него). Прекрасным негодяем был Ашур; что в сочетании с Батиатами давало просто адскую смесь. Сами взаимоотношения оставались более близкими и разнообразными. А цели были естественными и простыми, без всякой героики. В КиП Спартака играл Энди Уитфилд. В Богах арены его не было, но тогда мы были уверены, что он вернется. Секса на экране было больше, а трава - зеленей (шутка, в сериале в основном павильонные съемки). Мужики - харизматичны, женщины и девушки - сплошь сексуальны. Наконец, тут играет большую роль фактор знакомства: как все начиналось, откуда есть пошло, кто с кем спал. Будет интересно узнать, станет ли сам сериал классикой и примером для подражания.
А вообще, давайте, про Нерона снимем! Там разврата было больше, правитель - поэт, делающих из жизни пьесу для маньяков и прочих извращенцев, все это безумие времени и самого Императора, полнейшее торжество коварства и алчности, чтение стихов... К тому же, во времена Нерона начали выступать первые женщины-гладиаторы (по сообщениям из достоверных источников, их никто особо не рассматривал в качестве фурий-воительниц, поэтому римские женские гладиаторские бои проводились тетеньки против тетенек, но можно исправить). А еще там можно показать Колизей (это уже времена Веспасиана Флавия, хотя кому какое дело), а так же восполнить пробел с поединками против животных и даже имитировать на арене осаду Трои.Аристос - король! Или взять не только времена Нерона. Один сезон - Нерон, второй - отдать гражданской войне, третий пустить на правление Веспасиана, а еще три - на Домициана. Я был бы весьма доволен, более чем.
Спартак был первый рабом, слова которого звучат в нашей памяти уже многие века. А мы получили один из самых ярких сериалов XXI века. Большое спасибо Стивену ДеНайту за проделанную работу. Прекрасно поработали режиссеры, каскадеры, художники, специалисты по визуальным эффектами и конечно же, актеры. Джозеф ЛоДука написал очень много прекрасной музыки, подчеркивающий момент и придающий сценам дополнительный блеск.
Интервью ДеНайта
Мой рейтинг: 9.5
Производство: США
Жанр: история, драма, боевик, биография.
Актеры: Энди Уитфилд (Спартак), Лиам МакИнтайр (Спартак), Джон Ханна (Батиат), Люси Лоулесс (Лукреция), Ману Беннетт (Крикс), Дастин Клер (Ганник), Дэниел Фьюрригал (Агрон), Вива Бьянка (Иллития), Питер Менса (Эномай), Лесли-Энн Брандт (Невия), Синтия Аддай-Робинсон (Невия), Катрина Ло (Мира), Саймон Мерреллс (Красс), Тодд Ласанс (Цезарь), Ник Тарабэй (Ашур),Стивен Ловатт (Тулий), Крэйг Паркер (Глабр), Эллен Холлман (Сакса), Ханна Мэнгэн Лоуренс (Сеппия).
"Спартак" представляет собой достаточно органичный сплав сериала "Рим" и суперблокбастера "300 спартанцев". От первого достался высокий уровень сюжета и собственно, древнеримская тематика, от второго - яркий визуал и пафос. Всего было снято 39 серий продолжительностью около часа каждая. По сути, каждый сезон "Спартака" - это цельный фильм. В первом сезоне и приквеле события происходят в лудусе (школе гладиаторов), где обучается Спартак и другие гладиаторы, в оставшихся двух сезонах пересказываются основные ключевые моменты восстания. С различной степенью детальности, этот обзор охватывает приквел и все три сезона, а последний из них я анализирую более подробно. Много иллюстраций под катом. Куча неприкрытых спойлеров в наличии. Читать продолжение
Разберем основные составляющие сериала по порядку.
Выбранный визуальный стиль и мастерство постановщиков дают возможность красиво и эстетично подать любые сцены действий. Поединки ориентированы не на достоверность, а на зрелищность. Чудеса компьютерной графики и куча подготовки. Все эти прыжки, фехтование, способы убийства и прижизненного расчленения - они очень разнообразные и зрелищные. Нет долгой, получасовой рубки мечами: выпад - льется кровь, ломается щит или отрубленная конечность летит в неизвестном направлении. Сколько литров крови в обитателях древнего Рима и прилегающих окрестностей: кровушка весело разлетается крупными каплями, струями и бьет из тушки фонтами. Наиболее эффектные моменты боя или чего угодно кроме болтовни показываются в замедленном времени (этот прием называется слоу-мо) чтобы зритель мог оценить изысканность того или иного движения, замаха или отфгачивания половины челюсти; полюбоваться, как изысканно падает туника. Удар, который вывихнул бы челюсть, для опытного воина тут ничего не значит, даже синяка не остается. Более-менее равные соперники могут с десяток раз по вражескому щиту с силой буйвала вломить, но меч все равно как новенький и нисколько не тупится. Не рассчитаны возможности мышцатых гладиаторов: пробить достаточно крепкий железный доспех или отрубить голову легко получается даже у хрупких на вид женщин, а издыхающий от изнеможения и потери крови боец, вспомнив что-нибудь клятвенно-героическое, поднимется с колен и тремя нечеловеческими ударами нарежет противников на отбивные. Во втором сезоне при штурме арены один из руководителей восстания получил как минимум одно копье в бок, но и после этого ему не составило труда нести на руках тяжело раненного товарища. Феокл - комиксоидный монстр, здоровенный тролль
Боевые сцены, как я заметил в последнем сезоне, занимают примерно 10 минут в конце каждой серии и некоторое время в различных ее частях. Так чем же может привлекать "Спартак" кроме кровавой, пусть и очень красиво показанной мясорубки?
Сценарий замечательный: в нем много сюжетных узелков и хорошая драматургия. Много политики, драмы и человеческих взаимоотношений. "Поднявший меч - от меча и погибнет", - этот афоризм относится к Спартаку на все 100%. Все, кто жаждали мести и были одержимы амбициями, все, кто чего-то хотел добиться в жизни, понесли тяжелейшие потери. Почти каждый успел побывать в аду. Лучшим признаются "Боги арены", ибо за шесть серий смогли создать историю рода Батиата и увлекательно рассказать о нужных для последующих сезонов людях. "Кровь и песок" до середины пробовали и экспериментировали, но со второй половины интрига уверенно держит в напряжении. Второй сезон - своеобразный мост между лудусом и началом конца - в принципе хорошо, хотя в финале мы опять лишаемся многих полюбившихся персонажей (плохих и хороших). "Война проклятых" подводит разнообразные итоги, а сценаристы очень хорошо распорядились оказавшемся в их руках козыре - предрешенностью славного конца. Чего не отнять у Спартака - это очень достойные закрывающие сезоны серии, высокий уровень зрительских эмоций обеспечивает далеко не только слоу-мо. Особенно хорошими получились они в первом и третьем. Так же сценарий раскрывает темы дружбы, мести, свободы, любви, следование идеалу...
Скрины "Богов арены
Боги арены
Скрины "Крови и песка"
Кровь и песок
Скрины "Мести"
Месть
Пройдемся по начинке сезонов грубым помолом. Нельзя сказать, что "Кровь и песок" была великолепна чуть менее чем полностью. Собственно, рассказывается о том как Спартак попал в гладиаторы и почему поднял восстание против ланисты (то есть хозяина лудуса). Первая серия произвела впечатление бюджетного варианта "300 спартанцев". Затем последовало еще несколько эпизодов, лично для меня любопытных в той мере, что бы продолжать просмотр. Но зато следующие серии были очень хороши (снимали сразу блоками по нескольку штук). Подтянулась драматургия, улучшились визуальные эффекты, возросло мастерство режиссеров, с лучшей стороны стали проявляться актеры. Приквел "Боги арены" (историю его создания я кратко пересказываю ниже) был еще совершеннее: в них раскручивалось сразу несколько историй. Технически они держались на уровне последних серий предшественника. В шестой серии показали расчудесную дуэль двух соперничающих гладиаторских школ. Во втором сезоне "Спартак: Месть" гладиаторы на свободе занимались тем, что мстили под руководством Спартака и освобождали подружку Крикса, в целом, было не очень богато на события и смотрелось слегка непривычно ввиду потери привычного окружения - арены. Спартак каждую серию толкал пафосные речи с повозки. Зато воскресшая Лукреция, а так же Иллития, Эномай, Ашур и некоторые другие почившие в финальном эпизоде "Мести" герои помогли преодолеть намечающийся кризис и всячески укрепляли связи с предыдущими частями. Возможно, сейчас я недооцениваю "Месть", потому что по итогам просмотра я был весьма доволен. Надо пересмотреть от начала до конца.
Не успел окончиться сезон, как поступило официальное заявление о том, что следующий станет последним. Я был слегка разочарован. С одной стороны возникает ощущение пустоты, пробела, но с другой - победы быстро приедаются, а без утрат (костяк персонажей нужно было сохранить серии до восьмой последнего сезона) было бы не так драматично.
Скрины "Войны проклятых"
Война проклятых
В последнем сезоне, "Войне проклятых" бреши в рядах колоритных персонажей закрывались Крассом и Цезарем, а эпизодов в римском лагере было предостаточно, причем там было больше политики и взаимоотношений чем в лагере бывших рабов. Первый раз за весь сериал, когда захотелось узнать что происходило в истории, где были неясности и каковы на самом деле мотивы исторических личностей. Не разочарую, я вполне мужественно сопротивлялся этому желанию и быстро его победил. Но Спартак, Ганник, Крикс и Эномай, не считая конечно Красса и Цезаря - реальные личности. Сразу говорю: хотя у команды сценаристов была возможность "поправить" историю в угоду жаждущим хэппи-энда (тем более что тело Спартака так и не было найдено), они ею не воспользовались, что конечно пошло на пользу не только историчности. Третий сезон получился очень напряженным: каждый участник может погибнуть в любое время (по крайней мере эту иллюзию достаточно легко поддерживать). Даже когда Спартаку протыкают плечико кинжалом, все равно замираешь на месте и минуту спустя радуешься, что всех недругов он благополучно отправил в ад и не валится с ног от потери крови. Быстрая смена локаций, возросшая масштабность, обилие кепчупа, атмосфера скорого конца, борьба интеллектов - кто не обрадуется? Поголовье женщин и девушек правда изрядно сократилось, а жаль. Еще хотелось бы видеть Батиата, хотя конечно, к этой истории он уже не имеет никакого отношения.
Остановлюсь только на двух конкретных эпизодах "Войны проклятых". Поминки по Криксу в старом добром стиле - лучшие воины выходят на арену и мочат римлян в слоу-мо. Без арены в сериале ощутимо чего-то не хватало (19 серий на ней и всего 20 - вне). Хотя я бы добавил масштабности и приказал римлянам драться так же и между собой. Первая половина последней серии подготавливает к битве и четко обозначает смысл восстания и жизни вообще, во второй - сходятся две армии: изрядно поредевшая - Спартака и почти такая же могучая как и при выходе из Рима - Марка Лициния Красса. Баталия, несмотря на явный перевес римлян, кажется начинает клониться в пользу восставших, но тут же понимаешь, что это - часть героического полотна, за следующим узором которого - прощальные песни сказителей, прославляющих свободу и героизм, устремленный в века. Серия называется "Победа", но не потому, что Красс потерпел поражение, а потому, что некоторые рабы получили свободу и следовательно, усилия восставших пропали не зря. В ней есть все, чего может пожелать ценитель пеплумов: отдельные смертельные поединки важных действующих лиц, машины и механизмы, хитрые маневры, эпичность, кавалерия, красота остановившегося мгновение. Можно сравнить с достаточно дорогой кинопостановкой. Уже после мы видим Помпея, едущего на белом коне. Я вслух воскликнул: "Он хороший", имея ввиду, что не он виноват в гибели наших доблестных воинов (хотя он поубивал немало попутчиков армии рабов, но это к делу не относится). Последние слова Спартака заставляют грустить (некоторые зрители даже плакали, другие - не могли долго уснуть) и производят сильное впечатление.
Трансформация образа Невии


Невия
Мира украшала сериал два сезона


Мира
Сура

Сура
Сакса

Сакса
Лаэта

Лаэта
Лукреция

Лукреция
Иллития

Иллития
Теперь пройдемся по менее значительным составляющим сериала. Кровь-любовь. И того и другого в достаточном количестве. Квинт и Лукреция - отличная пара, несмотря на то, что жена часто использует член Крикса и даже ревнует его к Невии, а муж в ее присутствии совокупляется с рабынями (что однако считалось в порядке вещей, иное дело - со знатными матронами и не дай бог с чувствами). Спартак любил свою жену Суру, любил всю жизнь. Мира - самая красивая девушка в сериале - всегда его поддерживала и утешала, но ее чувства оставались по большей части безответными. Ее смерть являлась для нее путем в мир, свободный от страданий и ее было реально жалко. Еще у вождя гладиаторов были немного странные отношения с вдовой убитого им эдила, но там ни о какой любви с его стороны не могло быть и речи. Крикс влюблен в Невию, ради того чтобы быть с ней, принимает участие в восстании, продолжает нежно любить несмотря на сильное падение ее кавайности, порчу характера и нелады с головой (все это - последствия пребывания на рудниках, кстати, такую симпатичную девушку какой она была в первом сезоне, очень вряд ли отправили бы на рудники или отдали в пользование солдатни или черни). Эномай был женат, а его жену любил Ганник. Последний так же любил Саксу и какую-то рабыню, спасенную им в последнем сезоне, но обошлось без трагедий. Красс любит рабыню Кору и игнорирует постель своей жены: предательства, разлука, потеря. Крепкая мужская
Аристократы, воины, должностные лица. В сериале "Спартак" легионеры выглядят как настоящие воины (а не как в отечественной телеверсии "Мастера и Маргариты"), римские аристократы - как римские аристократы. Женщины любых национальностей и рас - хороши внешне и внутренне, ну то есть прекрасно играют. Мужики не вылезают из спортзала и в основном демонстрируют хорошую актерскую игру, как ни странно.

Ганник - я бы с удовольствием распил с ним кувшинчик-другой неразбавленного вина. Вино, женщины, сражения - нам найдется о чем поболтать. Легко относится к жизни, умеет ценить момент и не ищет Цель с большой буквы. Чувствуя свою вину перед Эномаем, честно ему все рассказал. Пытался удержать Спартака от пути беспощадной всеразрушающей мести, в конце-концов примкнул к восстанию. Предводительствовать людской массой - не для него, ему это совсем не интересно. Не знаю, был ли Ганник рожден свободным, но свободу он получил, за свои выступления конечно. Смехом встретил он последнюю битву. Бог арены - вот его титул и это эпично обыграли в финале.



Крикс - харизматичный, вспыльчивый, помешанный на чемпионстве и своеобразном гладиаторском кодексе чести туповатый галл. Единственный персонаж, который прожил чуть менее чем все серии на наших глазах. Их отношения со Спартаком с самого начала не были легки: Спартак изначально покушался на его титул и совсем не понимал основ гладиаторского житья-бытья, вследствие чего сильно тупил. Только необходимость вырваться на свободу чтобы спасти Невию заставила галла присоединиться к восстанию. Все время он жестко отстаивал свою точку зрения, не считаясь со здравым расчетом - отправить в ад как можно больше римлян. Невия рьяно поддерживала и усиливала его склонности, что конечно сыграло свою роль. Крикс не знал в своей жизни ничего кроме рабства, арена вознесла его и превратила в свободную на свой манер личность. Таких как он рождает и возносит на вершину война и лишь одна она дает смысл жизни, даже если они твердо уверены, что жизнь эта будет короткой. Они не могут остановиться и принять иной порядок вещей. Спартак учитывал норов гладиатора в своей стратегии и достаточно неплохо, однако, признав право свободных людей на свободную смерть ради свободной смерти, он не стал противиться выбору галла и разрешил тому с лучшими войнами пойти на Рим. Да, решение достаточно глупое. Оно не дало Спартаку ничего: пока Крикс воевал, его бывший командир с остатками вооруженных сил и тысячами полуголых и бесполезных рабов сидел на жопе, а не быстро двигался к Альпам чтобы раствориться за ними. Кстати, последний разговор двух вождей - единственный случай их полного взаимопонимания.
"Спартак: Кровь и песок", вышел в 2010 году и сразу же завоевал симпатии публики. Но когда сезон стал подходить к концу, выяснилось что тяжело заболел актер, играющий Спартака. Болезнь находилась на ранней стадии и врачи наперебой трубили о скором выздоровлении Энди Уитфилда. Летом его выписали. Чтобы дать актеру время восстановить силы, было принято решение снять шестисерийный приквел "Спартак: Боги арены", в котором самого Спартака не было. Предупреждаю вопрос потенциального зрителя: смотрите в том порядке, в каком снимали. Вскоре выяснилось, что у Уитфилда рецидив и встал вопрос: провести рекастинг или закрыть сериал. "Шоу должно продолжаться" - сказал Спартак. С его одобрения на роль был взят Лиам МакИнтайр. На мой взгляд, далеко не худший выбор. В качестве альтернативы предлагался Доминик Пёрселл (тупой Линкольн Берроуз из сериала "Побег"), ну, это вообще за гранью добра и зла, зрители бы такого не потерпели, поэтому продюсеры быстро сослались на некоторую его знаменитость и уволили без выходного пособия. Хорошим выбором стал бы Сэм Уортингтон ("Аватар", "Битва титанов"), но он в буквальном смысле сожрал бы весь бюджет сериала. Лиама кстати тоже многие восприняли в штыки, что связано в том числе с трансформацией образа чемпиона арены и мстителя в непогрешимого предводителя и лидера, а так же некоторой щуплостью фигуры на фоне остальных прокачанных до 80 уровня спортсменов-актеров. Всего с участием МакИнтайра вышло два сезона по 10 серий в каждом: "Спартак: Месть" и "Спартак: Война проклятых".



Спартак родился свободным, римским военачальником был продан в рабство и быстро получил титул Приносящий Дождь. Он восстал ради мести Батиату и Глабру. В "Войне проклятых" пытался задействовать все рабское население Республики, а когда благодаря Цезарю и предательству киликийских пиратов это не удалось, решил закончить восстание как можно с больше пользой для людей. Возможно, если бы он бросил больных и убогих и выступил вместе с Криксом, они смогли бы наделать еще немало шума (или просто уйти за море), но могущество Республики все равно слишком велико, в лучшем случае победа была бы пиррова. Спартак способен разжечь в людях огонь не только благодаря титулу чемпиона Капуи. Но и ему тоже - только за безусловным авторитетом пойдут освобожденные гладиаторы. Он блестящий стратег и полководец, которого Красс смог победить только благодаря численному перевесу и преимуществу в вооружении. Возможно, Энди - идеальный Спартак на все времена, мы его не забудем. МакИнтайр (Спартак со второго сезона), несмотря на то, что его поругивают, сыграл вполне хорошо, а в последнем сезоне - так вообще здорово. Финальная серия - это было и волнительно, и страшно, и героично, и драматично, в том числе благодаря ему. Правда артист изначально казался слишком молодым для умудренного опытом фракийца, который еще до арены неплохо повоевал, но постепенно это перестаешь замечать. Один из последних кадров - это где Энди Уитфилд кричит "Я - Спартак". Весьма внушает. А вот настоящее имя героя мы не узнали: в сериале так его окрестил, кажется, Глабр и, как я думаю, Спартак не захотел чтобы римляне как-то использовали его настоящее имя.

Так же очень понравился Эномай (афроамериканец, как бы это не было удивительно), он был прекрасным наставником, умелый воином и просто хорошим человеком; погиб в битве при Везувии (второй сезон). На поминках в честь Крикса звучат многие доблестные имена.

Красс - инфернальный злодей. Примерно на порядок круче предыдущего негодяя Клавдия Г. Умен и проницателен, настоящий злой гений Спартака. Самый богатый на тот момент человек республики (замечу, что в войнах он не участвовал и следовательно, как полагается благородному римлянину, не мог богатеть, воруя имущество покоренных народов и угоняя в плен человеческий материал); на свои деньги снарядил целую армию. Не знатный, что по тем временам делало его путь на вершину достаточно труднопроходимым. Кстати, он не стал безоговорочным триумфатором. Более молодой и хитрый Помпей львиную долю победы сумел приписать себе. Марк будучи тоже достаточно хитроумным, сумел обратить это в свою пользу: не став судиться с Гнеем, он сделал из него союзника (правда, как мы помним, в итоге победил второй не Красс и не второй союзник, а Цезарь).

Цезарь - неожиданный образ, ничего общего с его изображением на монетах и в учебниках истории, что даже хорошо. Наглый и хамоватый, вульгарный разгильдяй. То, что он командовал легионами, всем известно, а теперь мы знаем, что он был прекрасным воином (впрочем, один на один он не смог бы одолеть ни одного из главарей восставших рабов, о чем намекнул ДеНайт). Цезарь жестоко пострадал, о, ужас. Да, вроде были все предпосылки создать с его участием (и конечно же как я надеюсь, Крассом и Помпеем
Быт и нравы римлян изображены с достаточной степенью достоверности. Сама же республика как полагается - жестокая и развращенная и из этого отнюдь не тихого омута черпают вдохновение сценаристы, заставляя персонажей строить планы и действовать. В лудусе хозяева и их гости занимались сексом днем и ночью с рабами и друг с другом. Во втором сезоне показали бордель в самом разгаре рабочего дня (замечена продукция из современного секс-шопа; трахающиеся обливаются вином с ног до головы и т.д.). Некоторые не врубающиеся вообще смотрели "Спартака" как прелюдию. На мой взгляд, снято это дело замечательно, лучше аналогичных в "Игре престолов". И вполне уместно, учитывая нравы Римской Республики. Девушки и женщины разумеется с прекрасными телами, просто праздник для души. Минимум один раз плавно переключали с эротической сцены на боевитую и обратно, смотрелось, что характерно, здорово. Секс и насилие - прекрасный коктейль, когда в нем разумеется имеется сюжет, а его здесь много. Во втором-третьем сезоне эротики стало очень сильно меньше, сказывается реакция зрителей, а может быть, просто для участников восстания минули беззаботные деньки. К сожалению, добавлю, что актрису, игравшую Невию в первом сезоне и приквеле, сменили на другую (первая - нежная и все такое, вторая - страшненькая и дикаристая). В конце второго сезона выпилили Миру. В последнем сезоне добавилась достаточно симпатичная Лаэта (жена выпиленного Спартаком эдила). В "Мести" играла Сеппия. Приятны глазу Лукреция и Иллития.
Гладиаторские поединки проходили при большом скоплении восторженного люда. Во время выступления любимых бойцов римские женщины от восторга и отсутствия излишнего стеснения (и речи не могло быть, будто "они невоспитанны" - у римлян такое считалось в порядке вещей) срывали с себя одежду, выставляя напоказ обнаженную грудь. В первой серии "Богов арены" можно увидеть римские туалетный быт. Ругались знавшие латынь красочно, наиболее любимым у гладиаторов считалось "член Юпитера", например, "думаешь, Юпитер выглянет из-за туч и помашет нам своим членом?!".
Топ злодеев:

Батиат

Красс

Лукреция

Тулий

Иллития

Ашур
Рожа, если кому она интересна

Клавдий Глабр
Можно было бы отметить и Клавдия Глабра - он был основным антагонистом второго сезона, участвовал в первом, а так же именно он стал причиной всех бед. Показал в себе настоящего патриция только в нескольких последних сериях, потому при всей своей мерзости и не попадает в мой топ.
Ныне первый сезон + приквел можно считать классическими. Прежде всего, события в них происходили в доме ланисты, на арене и других злачных местах. В школе гладиаторов главный герой научился виртуозному владению оружием (он использвал два меча - по одному в каждой руке). Оттуда же вышло большинство интересных личностей. Там же разгорались страсти, происходили самые сильные душевные переживания. Школой, как я уже написал, управлял Батиат. Он и его жена были идеальными злодеями в первом сезоне, а их становление показано в приквеле, где они изначально были в роли жертвы. Масштабность сериала "Спартак" идеально выдержана именно в стенах и на арене. Хотя в дальнейшем бюджеты возросли, чувствуется нехватка баталий легион на легион (главные герои частенько обеспечивали основное зрелищное блюдо - прыгают, наносят сокрушительные удары, слоу-мо, куда уж без него). Прекрасным негодяем был Ашур; что в сочетании с Батиатами давало просто адскую смесь. Сами взаимоотношения оставались более близкими и разнообразными. А цели были естественными и простыми, без всякой героики. В КиП Спартака играл Энди Уитфилд. В Богах арены его не было, но тогда мы были уверены, что он вернется. Секса на экране было больше, а трава - зеленей (шутка, в сериале в основном павильонные съемки). Мужики - харизматичны, женщины и девушки - сплошь сексуальны. Наконец, тут играет большую роль фактор знакомства: как все начиналось, откуда есть пошло, кто с кем спал. Будет интересно узнать, станет ли сам сериал классикой и примером для подражания.
А вообще, давайте, про Нерона снимем! Там разврата было больше, правитель - поэт, делающих из жизни пьесу для маньяков и прочих извращенцев, все это безумие времени и самого Императора, полнейшее торжество коварства и алчности, чтение стихов... К тому же, во времена Нерона начали выступать первые женщины-гладиаторы (по сообщениям из достоверных источников, их никто особо не рассматривал в качестве фурий-воительниц, поэтому римские женские гладиаторские бои проводились тетеньки против тетенек, но можно исправить). А еще там можно показать Колизей (это уже времена Веспасиана Флавия, хотя кому какое дело), а так же восполнить пробел с поединками против животных и даже имитировать на арене осаду Трои.
Спартак был первый рабом, слова которого звучат в нашей памяти уже многие века. А мы получили один из самых ярких сериалов XXI века. Большое спасибо Стивену ДеНайту за проделанную работу. Прекрасно поработали режиссеры, каскадеры, художники, специалисты по визуальным эффектами и конечно же, актеры. Джозеф ЛоДука написал очень много прекрасной музыки, подчеркивающий момент и придающий сценам дополнительный блеск.
Интервью ДеНайта
Вопрос: Оцените сериал
1. 1 | 0 | (0%) | |
2. 2 | 0 | (0%) | |
3. 3 | 0 | (0%) | |
4. 4 | 0 | (0%) | |
5. 5 | 1 | (4.76%) | |
6. 6 | 1 | (4.76%) | |
7. 7 | 1 | (4.76%) | |
8. 8 | 2 | (9.52%) | |
9. 9 | 2 | (9.52%) | |
10. 10 | 14 | (66.67%) | |
Всего: | 21 |