штормсвет

Бредон Сандерсом - Обреченное королевство. Первое произведение цикла "Сокровищница штормсвета".
Со спойлерами и без ката.
На Разрушенных Равнинах (что к востоку от Алеткара), усеяных скалами и пропастями что твой сыр - дырами, идет вялотекущая война между королевством людей алети и местными аборигенами паршенди. Все лучшие воины королевства там, выполняют священный долг - мстят за невинно убитого вероломным нелюдями короля Гавилара. Одновременно в королевстве самих алети пряники срутся периодически возникают междоусобицы, для которых тоже нужны какие-то солдаты. Кэладин - один из таких. Он успешен как воин и его желание - попасть на Разрушенные Равнины чтобы сражаться вместе с лучшими и храбрейшими. Однако война не щадит мечты. Совершив казалось невозможное, Кэладин не воспользовался плодами своей победы. Удача - птица гордая и не терпит пренебрежительного отношения, поэтому довольно быстро Кэл оказался на своих Равнинах, но только не в качестве воина, а в качестве раба. Зачислен в одну из бригад мостовиков, чья работа на своих плечах носить мост и перебрасывать его через пропасти, а потом, когда сражение окончится и воины вернутся, поднимать пост на плечи и нести его обратно и так по три раза в неделю. Быть мостовиком - чрезвычайно опасное занятие, ибо они ничем не защищены, идут первыми и попадают под огонь вражеских стрелков. Но никого не заботят колоссальные потери среди рабов, ибо во-первых, их всегда можно получить сколько хочешь (да-да, среди людей узаконено рабство, правда считается, что им платят деньги), а во-вторых, паршенди зря потратят некоторый запас стрел, что сохранит некоторое количество солдат. Далинар Холин - один из наиболее влиятельных кронпринцев Алиткара, бесстрашный воитель и благородный человек. Однажды, находясь на охоте, он услышал голос у себя в голове, который призывал "объедини их!". Что за фигня, подумал воин, ведь в Алиткаре нет феодальной раздробленности. Но вскоре в его голову стали проникать видения из жуткого прошлого, а голос продолжал что-то вещать. Уж не помешался ли Далинар? Читатели конечно знают, что нет, все-все виденное им - правда. Шаллан - дочь почившего влиятельного феодала, приезжает в культурную столицу Алиткара чтобы попроситься в ученицы к великой ученой - сестре Далинара по имени Джасна. Вскоре однако выясняется, что цели девушки далеко не так честны - она задумала похитить одну бесценную реликвию чтобы поправить пошатнувшееся материальное положение своей семьи. Сет, воин, служащий тому, у кого есть специальный волшебный камень, в прологе убивает короля Гавилара, в дальнейшем он получает следующие инструкции от неизвестного ему человека. Таков список более-менее значимых в рамках первого тома персонажей и их деяний.
Не ищу легких путей, поэтому знакомство с творчеством писателя начал с прочтения первой книги будущей пенталогии, а не с уже законченной трилогии "Рожденные туманом". Автор потратил на свои обреченные королевства более десяти лет, так что было интересно узнать, что там наваял один из новых авторов анголоязычного фэнтези. Посмотрим, что у нас получилось в итоге.
Тысячестраничная книга может как подарить массу впечатлений, так и повиснуть камнем на шее, пожирая ваше время, будьте осторожны. Не знаю, зачем Сандерсон и прочие любители эпического фэнтези стараются выпускать свои тома ровно по тысяче страниц, на худой конец не меньше 800 (увы, не наш случай). В прологе описывается поединок между экипированным в как бы неуязвимую броню королем и наемным убийцей, владеющим довольно затейливой магией. Сказочно прекрасный для изучения (но не обязательно для жизни) мир едва начал представать перед моими глазами, маня необычностью и воодушевляя прекрасным качеством боевой сцены. Так вот, прочитав пролог, я был впечатлен и немедленно выкупил полное собрание сочинений Сандерсона выкачал все имеющиеся на пиратских ресурсах книги автора. Еще несколько глав я находился под впечатлением. Все хорошо, полет проходит нормально, говорил я. Но к середине книги появилась усталость. Во второй половине я читал просто для того чтобы закончить и чем дальше, тем становилось хуже и не интереснее - события протекали с такой же шерепашьей скоростью, как и сама война на Равнинах, было множество флешбеков, некоторые главы были просто до жути утомительными, а о грандиозном финале можно было только мечтать. Радовали только главы Кэладина, благо, они занимают львиную долю повествования. Но потом начали разочаровывать и они. Наконец настало время, когда я поминутно задавался вопросом, когда же книга наконец закончится. Только невероятная сила дзен, полученная при чтении Войны и Мира, а так же первого тома Властелина Колец, позволила мне продолжать. Но с перерывами, бывало, книга простаивала по нескольку дней. Вот вы, не благодраные читатели, сейчас читаете и обвиняете самого меня в графомании, мол, слишком подробно ты тут свои никому не нужные душевные терзания излагаешь. Но представьте весь этот не скромный отзыв умноженный на 200 и получите представление о тех ужасах, которые мне предстояло пережить,. По крайней мере тогда я думал именно так. И тут вдруг Сандерсон, испугавшись моего вопля, призывающего на него кары небесные, одумался и начал споро завершать свою книгу. Не обошлось конечно и без не слишком нужных подробностей и сам финал растянулся часов на шесть. Но стало опять интересно: неожиданные открытия, нашли ответы некоторые из вопросов, возникли новые, персонажи помчались по направлению к исходным позициям второй книги, исчез последний флэшбек. В общем, если сократить на треть, читалось бы более интересно.
Герои автору удаются в целом на хорошо. Очень много времени было посвящено становлению Кэладина как личности, он буквально изучен нами вдоль и поперек. Регулярны экскурсии в его прошлое. Кэл явно с нами как минимум до четвертого-пятого тома, ведь у автора нет синдрома Мартина (это когда писатель полкниги трындит о том, какой перс крутой и сколько чего с ним происходило грандиозного, а потом сливает его). Персонаж сразу же начинает вызывать симпатию у читателей. Мы следим за всеми несправедливостями, которые выпадают на его долю, ненавидим вместе с ним, вместе с ним терпим издевательства от начальников и простых солдат, не считающих весьма полезных для них мостовиков за людей, подсказываем ему пути выхода из казалось бы неразрешимых ситуаций, восхищаемся с ним, порицаем - есть за что. Правда Кэладин слегка п...ал, когда сокрушался по поводу того, что мол того не удалось спасти, другого - я проклят, бла-бла-бла, хотя на самом деле он старался изо всех сил и на его месте большего не смог бы сделать никто. Может ему к психологу сходить что ли? Я сразу подумал, что он объединится с Холином и вдвоем они будут нуднее в тысячу раз и в целом, это оправдалось, но была масса нюансов, и путь Кэладина извилист. С точки зрения Далинара мы увидели бога из машины, но автор долго и тщательно прокачивал своего персонажа, хотя некоторые моменты выглядят притянутыми за уши. Кто он такой на самом деле - человек ли вообще - загадка пока не разрешена. Одно из объяснений его способностей в контракте с Сил, хотя лично он никакого контракта не заключал, возможно здесь автор допустил ошибку. По финалу отмечу не совсем правдоподобное поведение мостовиков, когда они всей дружной толпой побежали жертвовать собой, хотя уже успели ощутить запах свободы.
Далинар Холин. Если Кэладин со своими забегами с мостом занимает 70% времени, то Далинар и Шаллан - примерно по десять-двенадцать. С первым из них связаны наиболее скучные на мой взгляд главы книги. Состоят они из вялотекущего расследования порванной подпруги нового короля Элокара, внутренних монологов и диалогов ни о чем. Плюс небольшое количество жутких видений и баталий в основном с паршенди, выписанных в стиле "рыцарь - скачущая крепость - против местных аборигенов" (о чем позже). В финале Далинар наконец-то догадался, что ему хотел сказать невидимый голос, поэтому немедленно раскрыл преступление и разом отменил демократию: диктатура - наше все. Сразу видно, что автор - не Маритин в том смысле, что очень уж бережет героев. Возможно этим обусловлено то, что он придумал неуязвимые доспехи. Когда Далинар спас своего союзника, я сразу понял, что меня на...ли никого здесь выпиливать не собираются. И спасение самого Далинара выглядело достаточно сказочным. Сандерсона бы Мартином разбавить не помешало (а Мартина - Сандерсоном). Ну а после того, как Далинара предали, читать стало уже интересно.
Отличным получились разоблачения, связанные с самой Шаллан, с двумя артефактами и Кобзалом. Правда открытие того, кем на самом деле являются паршмены, кажется мне несколько необоснованным. Что Шаллан, что Джасна преподнесли крупные сюрпризы, которых от них прямо не ожидаешь. Эта же линия порождает множество вопросов, что неудивительно, ибо Джосна - кладезь премудрости и видимо будет отвечать за научно-мистическую часть произведения (которая пока дается одними лишь намеками). У этой линии чувствуется огромный потенциал, которому еще только предстоит раскрыться (к пятому тому уж наверняка!). Здесь повествование слегка подпорчено многословным остроумием и беседами девушки со священником. Но действительно, лишь слегка. Вот так и надо в принципе писать современное фэнтези. Не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть, что один из персонажей, так же связанный с девушкой, в финале преподнесет еще ого-го какой сюрприз, превратившись из глупого болванчика в стратега-многоходовочника, хотя в чем состоит его замысел, пока не очень понятно.
Наиболее интересной концепцией магического мира видится конечно штормсвет. Инь и Янь Рошара: творит в разрушает, убивает и спасает, с его помощью вершится магия, он влияет на природу, наполняет драгоценные камни светом, вызывают существенные изменения в мире. Другая удача - спрены, это нечто вроде духов всего-чего-угодно (от воздуха до славы), причем есть один малозначительный персонаж, который изучает их и уже сделал довольно любопытное открытие. Про сияющих и мертвого бога пока не очень понятно, опустим. Далее пройдемся по уникальным чертам рас. Коротко: что-то удалось, что-то выглядит искусственными нагромождениями. Довольно подробно описаны паршенди, это что-то вроде людей, только более сильных и из них получаются отличные бойцы, хотя они реально тупые. У них есть своя воинская честь, которой они как идиоты следуют, в отличие от людей. Интересны бытоописания Камня. С другой стороны хватало работы и генератору случайных рас и их отличительных черт (такой можно скачать в интернете, если кто не в курсе). Например, мужчины в Алеткаре не умеют ни читать, не писать, а когда им нужно узнать содержимое книги, слушают аудио в исполнении своих жен, дочерей или женщин-писцов. Мужики даже если случайно овладели грамотой, тщательно это скрывают, считают постыдным. Так же слегка раздражает постоянное упоминание в тексте "свободной руки" женщины. То бишь она одной рукой может что-то делать, другую как-то подвязывает и не использует. Магические клинки осколков - интересный принцип действия. Однако доспехи, увеличивающие физическую силу и другие показатели, словно перекочевали из классических РПГ. Подбешивают эти рыцари, что носятся по полю, выпиливая врагов словно коса - траву. Паршенди хотя и имеют таковые доспехи и оружие, но их "носители осколков" почему-то в битвах практически не участвуют. Может быть считают такие драки не честными? Я с ними согласен. Изумруды-топазы оказываются дороже бриллиантов - тоже добавлено для оригинальности. Где-то воинов покупают как скот и, обращаются с ними соответственно (видать, автор про призывную службу узнал). Какие-то преобразователи, позволяющие получать все что хочешь в промышленных масштабах из всякого мусора. Если у них там все так хорошо с магией, то с какого бодуна они не верят видениям? Где суеверия средневековых жителей? И так далее.
Потенциал у цикла есть. И все было бы хорошо, если бы не несколько "но". 1. Растянутое повестование, явно провисающее на середине. 2. Для такой громадной книги к финалу даже не обозначили, что это за апокалипсис такой грядет. Есть какие-то намеки, которые автор в форме эпиграфов раскидал по книге. И они реально бесили все время. К счастью, оказалось, что и они не были бесполезны. Так что почитайте их на досуге, вдруг что-нибудь отыщете полезного. 3. Война идет уже шесть лет и за это время ничего не изменилось. Почему злодей начал действовать только сейчас?
В общем, это была лучшая книга про переносные мосты. Посмотрим, что будет дальше. Есть уже продолжение, но пока я его читать не хочу, хочу отдохнуть. А далее наступает тишина - следующая книга заявлена на 17 год (как раз на юбилей революции). Пока читал эту, множество раз возносил хвалы Всемогущему, что Темная Башня и некоторые другие шедевры были завершены уже до того как я ознакомился с ними.

@темы: книги, фэнтези, Сандерсон