Вы, уважаемый, есть очень большой графоман калибра Льва Толстого
пардоньте за французский кота Пузи, если вы религиозны.


У меня был очень долгий роман с Оно. Первый раз я попытался прочитать это дело еще лет шесть назад, тогда мне представление героев показалось излишне затянутым и я кое-как дотащился до того момента, как юные сорванцы стали строить плотину. Второй раз я засел за чтение года три назад и начал все заново, но закончил примерно на том моменте, когда из-за плотины над славным городом Дерри нависла опасность затопления обратным осмосом сточными водами прямо из унитазов ничего не подозревающих жителей. Оба два раза я читал электронный вариант книги и в этом, как я теперь понимаю, коренилась моя основная ошибка. Несколько месяцев назад на экраны кинотеатров вышел фильм-экранизация, с восторгом принятая зрителями, критиками, а так же самим автором (что не удивительно, поскольку за использование его произведения в качестве основы он получает определенный процентик). Потом я посмотрел видос, в котором суровый бритый дядька битый час объяснял, что по сравнению с книгой кино - фуфел полнейший. Причем привел даже длинную цитату из книги, действительно впечатляющую. И тогда я скачал аудиокнигу и решил послушать. Сразу скажу, что книга годная, вот еще бы подсократить раза в два-три и было бы самое оно Оно. Но признаться, я чуть было не бросил прослушивание, продвинувшись не намного дальше чем во второй раз, потому что пожалуй автор уж слишком дотошен и оттого событий на страницу выходит ну очень не много.
Начинается книга очень эффектно: один из потенциальных главных героев вскрывает себе вены и пишет на стене кровью "Оно", пугающий колоритный клоун, потусторонние голоса в трубах - фиг его вообще поймешь, что происходит. Когда главные герои были детьми, им удалось уйти от рук необъяснимого Оно и потом победить его. Но в тот раз убить его окончательно у них не вышло и теперь, спустя 27 лет чудовище снова вышло на охоту и они должны вернуться в город детства и завершить свою работу. Структура повествования не линейная и нас то и дело переносят из 58 года в 85 и обратно, а в финале линии объединяются и не сразу и понимаешь, о каком времени идет речь. Как и в ТБ из главных героев здесь образовался собственный ка-тет, изначально состоящий из семи человек. Короче, это что-то вроде дружбы между людьми, выполняющими одну и ту же цель, а потому связанных особыми мистическими силами. В данном случае квестодателем стала гигантская Черепаха мужского пола, уже знакомая по той же ТБ.
Оно - это натуральная квинтессенсия ужаса, апофеоз всех ужасов потому что способно принимать любое обличие. Но излюбленным для Оно является клоун по имени Пеннивайз. Питается страхом и предсмертными мучениями жертв, прошу любить и жаловать. Детей проще пугать, чем взрослых, поэтому мистический маньяк особо рад полакомиться юными не послушными сорванцами, но не брезгует и не менее юными буками и даже маменькиными сынками. Не остановимое, бездушное, ужасающее в лучших традициях жанра. Оно логично оказалось частью Дерри, а так же частью каждого человека, о чем мы узнаем в конце. Пугает Оно весьма качественно, впрочем, чего еще ожидать от короля ужасов, так что не будем на этом останавливаться.
Признаюсь во второй раз, что до этого случая мне не приходилось читать ужастики или мистику (ну кроме каких-то рассказиков и повестюшек в совсем юные годы), ибо я предпочитаю фэнтези. Отличие мистики от магии заключается в том, что первая иррациональна, во второй же прослеживаются и объясняются кое-какие законы. Мистику я признаю в качестве слегка не доработанной фантастики.
Спойлерно про мистику в книге Долгое время у меня пригорало от всех этих выдумок автора. Сейчас я уже научился переварить всю эту не рациональность, но как и прежде, пройдет немало времени, прежде чем я снова обращусь к этому жанру.
Персонажи, что характерно для Кинга - великолепно прописаные, даже совершенно третьестепенным он уделяет очень много внимания. Пожалуй, даже чересчур. Остался ли порох в пороховницах? Пожалуй, это основная интрига взрослой линии. Думается, что сам Стивен в то время был озабочен тем же вопросом, но скорее обращенным к читателем, а не к самому автору, ведь у него и сейчас с фантазией все в порядке. Вот и у героев, как и положено для произведений Кинга, представляющих собой среднестатистических жителей Америки, фантазия со временем оказалась порядком скованной повседневностью обыденной жизни. А победить Оно можно только челам, которые могут находить в себе что-нибудь светлое и могут нафантазировать чего-нибудь эдакого. На подавление воли к борьбе и работает Оно в 85 году. Дяди и тетя в основном после приезда кушали, пугались и потом пошли изничтожать Оно. 27 лет назад у них было явно лучше с идеями, а сражаться с гопниками им приходилось с хулиганами и психами, были погони, мистические ритуалы, они ходили в кино, играли в ё-ё и даже отливали серебряные пули. А в финале действовали весьма грамотно (как и в зрелом возрасте), ни чета обычным детям. Пока добросовестные пионеры придумывают способы как остановить страшилище, негодяйские хулиганы поджигают свои пуки с целью проверить, у кого длиннее выйдет. И в том и в другом случае автор не скупится на подробности. Пожалуй, можно было бы давать чуть меньше информации.
Наверное, не случайным образом вышло так, что линия со взрослыми героями получилась плосковатой и как-то они разыгрались уже в самом конце. Мы знали, что у ребят все получится. Генри - неудачник, Оно уже было побеждено героями в прошлый раз, причем, как выяснилось, это можно проделать без серебряных долларов, ныне отсутствующих. Могло бы быть страшно, но не страшно. Вот первые эпизоды когда не понимаешь, что это такое Оно, вот да, было и мне слегка жутковато. Разумеется, с хорошей визуализацией и режиссурой, такое кино бы смотрелось влет. Как бы то ни было, но действий во взрослой части чуть большее чем в Арии князя Игоря.
Вооружившись решимостью, превозмогая страх и выискивая в своей душе все хорошее, что там есть, народ в обоих случаях отправляется сражаться с Оно, в котором все самое плохое, низменное и мерзкое в мире, в Дерри и в них самих. Противостояние с спойлер было описано внушительно и если бы не избаловавшие нашу фантазию Н. Перумов иже с ними, произвело бы мощное впечатление. Но утаскивание через глаза в метавселенную произвело даже на Пузю особое специальное впечатление, он теперь думает, как бы ему запас рыбы туда складывать.
Но позволю себе и немного критики. Спойлер
Ну и теперь о том, что меня в этой книге ужасает больше всего (не спойлер). Так и воображаю Кинга, думающего про себя "великая книга не может быть не чрезмерно огромной". Все тонет в подробностях, которые вы никогда не запомните. Конечно, в книге немало заумных смыслов, которые хорошо ложатся на сюжет, но приходится перемолоть немало пустотой породы. Поэтому и только поэтому я и не мог столько времени осилить эту совершенно точно заслуживающую внимание книгу.

Оценки по пятибалльной шкале:
Сюжет: 4+
Персонажи: 5+
Стиль: 4
Пугание 5+
Кратко о книге: монументально
Нужно ли читать: да

@темы: книги, ужасы, Кинг