Оценка: 6.5/10
В прошлом году выходил аниме-сериал с одноименным названием, который мне скорее не понравился, чем понравился. Каким же таким образом меня привлек оригинал, спросите вы? На этот вопрос сложно дать внятный ответ. Недавно я описал свои впечатления от романа "Мастер снов", который вызвал во мне раздражение своей затянутостью и бесконечным топтанием на месте (надо же, на сочинение этой книжки потребовалось аж трое). Подыскивая что-нибудь на послушать я заглянул в список скачанного за последнее время и обнаружил этот Гримгал. Ну, решил я, хуже уже не будет, тем более что слушая аудио, я практически не трачу время, поскольку в это же время выполняю другие важные действия навроде поездок, хождения по магазинам и просмотра картинок. Пока доступно два тома, которые полностью охватывают события, изложенные в аниме-адаптации.
Большинство впечатлений от аниме применимы и к ранобе. Сюжет практически не претерпел изменений. Перед нами все то же литРПГ - достаточно специфический жанр навроде беллетризованного прохождения компьютерно-консольной игрушки в жанре РПГ. Здесь есть построенная по тем же законам прокачка персонажей, воинские классы, типичные расы, незамысловатый сюжет, сводящийся к превращению нуба в альфа-самца. Ну или примерно так. Гримгал - очень красивый хотя и несколько однообразный мир в аниме исполнении и плоский бездушный выродок в книге: у него нет интересной предыстории, у рас - почти нет каких-то интересных особенностей, локаций мало - пещера с кобальдами, да городок с гоблинами. Из НПС понравилась девчонка-банкирша, которую в аниме не показали, да дама-ассасин, обучающая ГГ, плюс есть трансвестит, показанный в аниме. Мир не поражает интерактивностью и напоминает первые уровни, когда еще совсем слабый персонаж игрока слоняется туда-сюда, нарабатывая экспу выпиливая мелочь. Мелочь к слову практически слепа и глуха, не замечает неопытных юнцов пока ее не ткнут кинжалом в бок. Главные герои были призваны из нашего мира, но лишились воспоминаний, хотя в одном из эпизодов Харухиро вспоминает тян, с которой вроде как хотел подружиться. Возможно, Гримгал - это что-то вроде той же САО, может быть когда-нибудь узнаем.
Первый том посвященым привыканию персонажей в новом для них мире и потери одного из товарищей, являющегося лидеров в группе. Вышло как-то более живо чем в аниме. Прикол в том, что один и тот же объем информации в книжном исполнении и на экране воспринимается нами по разному ибо мы привыкли что нужно складывать десятки тысяч букавок чтобы как-то продвинуться по сюжету, но не привыкли, чтобы нам по десять минут рассусоливали страдания героев, да еще и едва ли не в каждой серии. Если первый том передан достаточно точно, то сущность второго как-то теряется. А она в том, что ОЯШ Харухиро пытается стать лидером. И он реально самый ОЯШный ОЯШ какого мы знавали. Лидер из него получается как из МАИшника Пузи - инженер-самолетостроитель, ну или космолог. Как вообще такое могло случиться, что он получил почетную и трудную обязанность вожака небольшой стайки ребят? Да тут все просто. Могзо - он хоть и добродушный увалень, но не даст себя в обиду; Шихору - девушка с большими сиськами тоже не загорелась желанием; Ранта не лох какой-нибудь же чтобы иметь обязанности, у него есть только права и другие ништяки; Юме тупа как автобус, но не настолько чтобы согласиться со своим возможным назначением, вот и остался один ОЯШ.
Значительную часть второго тома занимают пикировки Ранты с упомянутым только что Харухиро. Ранта задевает всех и каждого кто не в силах дать ему сдачи, а Харухиро не может навялять ему потому что ОЯШ, а Ранте только и требуется чтобы ему подыгрывал какой-нибудь дурачок, который будет воспринимать его всерьез, что оный дурачок и делает. В аниме эти моменты повыпиливали, сделав Харухиро достаточно внятным главным героем истории. Что один, что другой персонаж вызывают раздражение и чем дальше, тем более раздражительным в своей пассивности предстает ГГ. Ну какой из него лидер, если он в своей группе не может навести хотя бы относительный порядок! Что касается Ранты, то ему просто жизненно необходимо повышать свою самооценку, привлекая к себе внимание и портя всем настроение, причем он считает, что его все равно должны любить. На месте команды я бы выгнал его взашеи еще на этапе образования команды. Хотя в итоге он все же принес пользу своим. Юме тоже пригладили для показа зрителям аниме. Здесь из нее сделали довольно тупую и не образованную девушку, слега далекую от понятия стройности, зато маленькие сиськи - в наличии. В аниме обеспечивала основной фансервис, здесь ни слова о том, как она выставляет жопецкий в камеру не видимого оператора, что конечно приводит к большому огорчению читателей в моем лице. В книге она сама обнимает Харухиро, а не он ее утешает, что тоже не идет ОЯШу на пользу. Шихору по счастью осталась прежней немногословной няшей-стесняшей с большими сиськами. Что касается Мери, то здесь ее можно спокойно шипперить со все тем же Харухиро.
В общем, все это дело оставляет после себя несколько лучшие впечатления чем аниме, но слушать, а тем более читать книгу вряд ли стоит. Тем не менее попробую послушать следующий том, хочется узнать, будет ли там что-то интересное после того как выполнили два обязательных пролога к основной истории.
Третий том продолжает выбранную линию вовсе не реалистичного драматического фэнтези, а стандартного подросткового фэнтези с РПГ-элементами, которое имея достаточно условный сюжет, может тянуться еще десяток томиков (прослушивание первого заняло девять часов, второго и третьего - по шесть). В этом томе повествование сконцентрировано на четырех вещах: длительной баталии в начале, длинным монологам в стиле Экслера, но словами Ранты в середине, встрече Харухирой тян со знакомым именем Шоко, подготовкой к еще более масштабной баталии, ну и собственно самой баталии. Особенностью данного худ. произведения является то, что несмотря, а скорее благодаря немалой помощи руки бога, то есть автора, народ прогрессирует очень медленно как в плане боя, так и личностного развития. Ранобэ все еще остается для меня слухабельным, а вот читать глазами я бы его не стал. И все-таки главный герой должен что-то поделать с Рантой, а то реально уже через пару томов они оба будут бесить.
Четвертый том. Харухиро, прозванный Рантой Папупиро, и его товарищи по несчастью продолжают воевать во славу Гримгара и наполнения своих желудков. Закончился прошлый том тем, что одного из членов команды убили в битве с гоблинами (или орками, кто их разберет, маленьких), так же выпилили Шоко (но про нее мы вообще ничего не знаем). Команда на грани распада: Ранту приглашает в свою бригаду местный авторитетный воин, Юме и Шихору - гильдия боевых лесбиянок. Мэри, прозевавшая своего пациента, может кто-нибудь и позовет, но Харухиро на фиг никому не нужен и осознавая это, он даже от отчаяния задумался из вора переквалифицироваться в пироженщика или там рыболова. К счастью в их отряд хочет записаться засланный орками казачок воин очень средней руки, почти новичок по имени Кузов или там Кузок, пойди разбери этих юных под два метра ростом воинов. Получится ли взрастить из него сильномогучего воителя, а из Харухиро - настоящего лидера?
Последний вопрос висит над читателями Домокловым мечом уже четыре тома и по правде говоря, Харухиро если и движется к этой цели, то только в ритме медленного танго и какого-то успеха достигнуть ему удастся разве что только в очень отдаленном будущем. Например, стоит задача принять нового члена, иначе их маленькое боевое объединение тупо сожрут, но парень медлит, потом отказывает кандидату, мотивируя про себя это тем, что мол память о славном Могзо все еще очень и очень жива. Далее он никак не может вразумить новичка, а стоит и молча жует сопли пока этот новичок ставит команду на грань гибели. Как обычно, Папупиро не удается одержать верх и в словесном поединке с Рантой.
Сюжет строится по одной и той же схеме: длительная вступительная часть (на этот раз содержащая рассказ о переживаниях по поводу кончины Могзо), пикировки Ранты и Харухиро, Ранты и Юме, Ранты и Шихору; сражения с бездушными мобами и в финале сражение с боссом, решающий удар которому наносит поставленный по недоразумению лидер. Событий практически нет, только диалоги и драки с предсказуемым исходом, ну и один раз Мэри чуть было не изнасиловали, но ей помог Кузов. Если бы это еще преподали в формате мультсериала, где битвы бы не приходилось прочитывать, а можно было бы смотреть, где бы вырезали кучу бестолковых диалогов... Но мы это уже проходили. Если бы тут была хотя бы какая-то более-менее толковая система магии, противники - не одноклеточные мобы как в РПГ, герои - растущие над собой... Вместо этого подали все ту же мораль из прошлых томов: надо это самое, сражаться изо всех сил, а не то еще помрешь. Скучно, господа. Ну и стиль: "орк А, орк Б, тролль А, тролль Б" тоже как-то не придает оптимизма. Пока не вижу чтобы у этого ранобэ был хоть какой-то потенциал. За почти семь часов можно было бы прослушать очередной томик про Марию Отонаси.

Оценки по пятибалльной системе:
Сюжет: 3
Мир: 3
Персонажи: 4-
Стиль: 4-
Кратко о книге: школьники-неумехи в мире меча и магии
Нужно ли читать: нет