Прошло два миллиона лет примечание и так с момента воцарения Новых богов в Упорядоченном. Перманентно нависающая опасность нависает опять. Прежде всего, это Неназываемый - жуткое чудовище, сдерживаемое совокупной мощью трех источников магии (Урд, Источник Мимира и Кипящий Котёл). Бог Хедин, некогда носящий титул Повелителя Тьмы, вместе с вновь обретенной возлюбленной из Поколения сгинувших Истинных Магов по имени Сигрлинн, обходят источники и обнаруживают страшное: Кипящий Котел больше не такой послушный и от него незнамо куда тянется какая-то пуповина, Мимир исчез, с его источником тоже что-то непонятное творится, единственным нетронутым остается Урд. Кто стоит за осквернением источников: Дальние, новое поколение Истинных магов, Молодые боги, слуги Неназываемого, некий таинственный Темный или еще кто? Вполне неплохая завязка в двух томах, за которой надеемся, последуют яркие баталии и иные козыри Ника.
Писатель задействовал почти всех своих героев, выживших в предыдущих романах, посвященных Упорядоченному. Клара с мужем-драконом, Сильвия Ногвайль, Хаген, Хрофт с Райной, Вейде, Ниакрис, Эйтери, все управители Мельина, Гелерра и иные подмастерья, Ракот с Хедином. Недостаток фантазии или в дальнейшем все скрутится в поистине Гордиев узел? Есть немного новых персонажей: драконята, девочка Ирма, какой-то клирик, вомпер Ан-Авагар и некоторое количество глубоко законспирированных великих чародеев, не считая сил, еще не открывших своего анхумановского лица.
Пока только происходит расстановка персонажей на исходные. Геллера попадает к какому-то мужику и тот способствует превращению ее в монстра, монах вызывает демонов, Клара встречает загадочного и таинственного помощника, который агитирует ее на войну с Новыми богами, Ан-Авараг старается освободиться от незримой власти непонятно что задумавших сил, на дАну совершается покушение, Ракот ищет Мимира, Один добывает новое оружие и так далее.
Почти весь первый том занимает длинная прогулка, во время которой герои беседует о любви и прочих отвлеченных темах плюс немного приключений Клары и Сфайрата, и несколько интерлюдий про пока что эпизодических персонажей. Что Хедин, что Ракот страдают душевно и физически. Ракот - это он вызвал Неназываемого, ему нужно все осознать и спросить себя обо всем происходящий и просшедшем. Хедин вообще любит о чем-нибудь возвышенном подумать и вспомнить старые времена. Ранний Перумов это дело строго дозировал и использовал свой талант в основном для описания разнообразного магического экшна. Однако еще в цикле о Хранителе мечей он начал позволять себе многостраничные рефлексии героев, страдания непонятых миром мятущихся душ, вновь и вновь повторял "как опасна эта Тьма" и прочие переливания из пустого в порожнее. Нет у него таланта чтобы человеческие переживания описывать так, чтобы читалось на одном дыхании и было бы интересно само по себе.
Два тома ГБ-2 изобилуют длиннотами, пространными диалогами, длинными предисториями, размышлениями, объяснениями, вводными и прочим однообразием. Однако не знакомые или мало знакомые с творчеством Ника Перумова найдут в этом немало ценных сведений о свойствах и законах Упорядоченного, взаимоотношениях персонажей, будут заинтригованы намеками. В принципе, у читавших оригинальную Гибель богов вполне может возникнуть ностальгия.
Экшн есть, но не очень много. И вообще, Ник любит вставлять лишние боевые эпизоды: то покушение без результата, то банальная битва. Или допрос устраивают два раза, потому что в первый забыли спросить о чем надо. Или герои путешествуют по два раза по одному и тому же маршруту, потому что в первый ничего не получилось. В целом во второй книге действий стало больше, но само их качество в ряде случаев оставляет желать лучшего.
Оба боги заливаются горючими слезами по поводу невозможности иметь учеников (так, Хедин вообще называет своих воспитанников "подмастерьями" и испытывает чувство вины). Жизнь прошла в борьбе, а людям жить лучше так и не стало, враги все множатся. Надо что-то делать, что-то менять, а братья не знают как. Как-то автор обещал "наказать Ракота и Хедина, потому что шагали по трупам" примечание, и похоже, наступает час расплаты. Пока что об этом намекает некая Ульвейн (ее цели естественно непонятны). Новый Кларин знакомый болтает о необходимости освобождения Упорядоченного от божественной власти вообще.
Множество чисто Перумовских штампов: Гент Гойлз будучи сильновеликим волшебником, едва ли не пресмыкается перед Кларой чтобы получить желаемое; вампир труслив и вообще зло в чистом виде; у маленьких девочек распускается сильномогучий магический дар; первое покушение всегда безрезультатно и служит поводом показать "неведомую угрозу"; Ракот постоянно разгуливает в форме голубоглазого варвара (какая-то платоническая любовь автора?); умные чародейки неприменимо откажутся от предложенной помощи и только когда деваться уж совсем некуда, эту помощь примут, но все равно не оставят подозрений, хотя и будут благодарны; многие слова пишутся с большой буквы (Время, Жизнь, Скука), крутость героев НЕМЕРЯНА (это слабо обосновано в тексте, обычно используется особый прием, от которого у читателей волосы встают дыбом и там, и там, например, Ирма всего лишь сжимает зубы от ощущения опасности, в то время как "храбрец из храбрецов опИсался бы от страха").
Некоторые сюжетные ходы и целые истории поражают заштампованностью и старорежимным старообрядчеством. Вся история с монахом и его демонами - жуткий трешак по стандартам в лучшем случае девяностых. Оказалось, что если в нужное время и нужном месте сожрать слепых муравьев, то на тебя полезут демоны, которых ты победишь с помощью рун и получишь большую власть. Очень скучная линия, о чем жирно намекает сам автор в начале главы. Плюс повторы (первое, второе, третье изгнание Дьявола и так далее). Поэтому я начал внаглую пропускать текст абзацами, а потом уже и страницами. Уже в другой сюжетной линии какие-то попытки "познать бога" через "выход из тела". Карму-то, карму, когда чистить будем? А с волшебными рамками полтергейсты искать?
Перумов постоянно упоминание о нашем мире как о гиблом месте, в котором ввиду неспособности местных чародеев творить волшбу, приходится прибегать к чудесам науки и техники. Однако, если взять хотя бы калаш, от хваленых ратей не осталось бы и следа :D
Будем ждать продолжения. Оно непременно последует в кратчайшие сроки.

Вот мой обзор некоторый книг Ника Перумова

@темы: книги, Перумов