
Мой рейтинг: 7/10
В класс Шои Ишиды внезапно переводится глухая девочка по имени Шоко Нишимия. Дети издеваются над ней, а больше всего старается Шои, просто прохода не дает. Помимо мелких, но очень обидных пакостей, он так же сломал бедняжке аж восемь слуховых аппаратов всего за несколько месяцев. В итоге матушка Шоко пожаловалась директору, а тот строгим голосом вопросил: кто это сделал. Учитель тут же сдал маленького паскудника, а при очной ставке одноклассники наперебой подтвердили его вину. Мальчишка в долгу не остался. Нишимия конечно перевелась в другую школу, а Шои подвергли остракизму. Теперь ему придется ходить опустив глаза в пол.
Как известно, японские полнометражные аниме-фильмы появляются на торрентах спустя полгода-год после выхода в прокат, что доставляет неиллюзорные страдания тем, кто привык фапать на рейтинг, имена известных режиссеров и составлять впечатления о новинках по трейлерам (по которым казалось что недавняя Мумия - шедевр всех времен и народов, но в кинозале зрители совершили несколько иное открытие, которое им не понравилось). Изучая анимеграфию известной студии Киото Анимейшн я и обнаружил упоминание Формы голоса. Оценки зрителей были очень обнадеживающими и вот наконец это дело появилось в специальном BD-киоске. Я посмотрел и честно говоря, не особо понимаю, чем зрителям это настолько аж понравилось. Скорее даже я был слегка разочарован в середине и порядком утомлен к финалу просмотра. Возможно у меня сработал эффект завышенных ожиданий? Но давайте разбираться во всем по-порядку.
Прежде всего, это довольно стандартная история как бывший школьный фулиган проникается пониманием к жертве, его настигают кары небесные муки совести, а потом, спустя много-много лет он пытается как-то разрулить ситуацию. Первые двадцать с небольшим минут нам показывают страданий Нишимии и к этой части у меня нет претензий: героиня внушает сострадание, все отлично прорисовано и анимировано, характеры пакостных школьников - достоверны. Не читая описание сюжета я полагал, что основной упор после предсказуемого перевоспитания сделают на романтике. Но следующие полчаса происходит неторопливое сближение Шои и Шоко и становится как-то слегка скучновато, да и как-то не особо романтично. Но ладно, продолжим, говорил себе я. Казалось бы, все теперь наладилось, героиню теперь никто не трогает, а герой нашел путь к ее сердцу и они могут общаться посредством жестов. Занимает эта часть сюжета примерно час. И вот тут совершенно не внезапно малособытийное действие концентрируется на случае пятилетней давности: нас снова и снова заставляют переживать страдания замученного от мук совести Шои и надеяться на то, что новая из числа старых обидчица Нишимии не выдумает еще какой-то пакости. Причем эта сволочь все пять лет не интересовалась что там случилось с Ишидой, но теперь, увидев ту, которую они вместе с ним обижали, начала обвинять милашку Шоко во всех тяготах, выпавших на долю что Шои, что себя, что всех остальных. И юноша снова предают остракизму, от него снова отворачиваются люди, с которыми он уже установил контакт. Снова от него требуют извинений потому что у героя хватило сил и воли обивать пороги класса, где учится его бывшая жертва, подставлять щеку под пощечины до сих пор гневающейся на него матушкой главной героини, но почему-то не хватило ума выучить жест "извини". Кайся, кайся, кайся, - кричали инквизиторы отовсюду! Да, он совершал плохие поступки, но выстраивать на этом львиную долю повествования по меньшей мере скучно.
О чем вообще фильм? О том, что обижать - не хорошо! О том, что обидел другого - и тебе все вернется бумерангом как минимум в троекратном размере. О том, что обязательно найдется сволочь, которая найдет к чему прикопаться если уж ты - слабак или слабачка (к сильному прикопаться сложнее на порядок). В принципе идеи правильные (но работают далеко не всегда, будем реалистами). Но вот подача просто убивает. Весь этот искусственно растянутый на целый час едва тлеющий конфликт пятилетней давности выглядит искусственно и надумано.
К сценаристам масса претензий. Приведу примеры. Герой у них получился местами тормознутый: когда он понял, что Ишимия собралась выброситься с балкона, он нашел время разуться, звал ее по имени, хотя знал, что она глухая, а потом когда бежал, перевернул стол, упал, опять бежал чтобы в последний момент схватить ее за мизинчик... В процессе спасения он сам вывалился из окна, хорошо еще что ее спас. Но в итоге получил максимум пару ушибов. Пытаясь придать своему сценарию некую философичность, нам вдруг выдали, что оказывается это не одноклассники его игнорили, а это он сам боялся посмотреть им в глаза. Это пять баллов однозначно! Искусственно выглядит сцена встречи в финале (впрочем, там искусственных сцена пруд - пруди).
На лицах одноклассников, которым герой боится посмотреть в глаза, появляется пульсирующий крестик - просто потрясающая находка. Я конечно иронизирую. Там есть и другие приемчики режиссера примерно такого же уровня бредовости: то здание в каком-то диком для меня авангардном кубическом стиле непонятного назначения, прыгающие иероглифы и так далее.
Персонажи получились в целом на хорошо. Парочка центральных понравились, особенно Шоко. Понравилась младшая Нишимия. Но вот матери обоих семейств вышли как-то не фонтан. Если маман девушки просто фоновый персонаж, то маман парня ведет себя как-то странно в сцене, когда разговор заходит о самоубийстве: да она должна была уже давно волосы на себе рвать и нестись спасать свое дитятко, раз все про его умонастроение знала. Друг-пухлях был достаточно приколен, особенно в сцене, где пытался отнять фотоаппарат, а потом оказалось, что он дрался с девчонкой на пять лет моложе себя. Что касается главной злодейки, то вынуждены признать, что если не учитывать сценарных проколов, то главгадить, причем, почти не причиняя никакого физического вреда, у нее получилось отменно, да и дизайн персонажа вышел на отлично. На третьестепенных персонажей особого акцента не делали. Говорят, там в манге все есть, а тут просто сократили. Ну-ну, так и на три часа можно было снять.
Выходит, мне не особенно понравилось, однако аниме после выхода его на торрентах ворвалось в топы. Единственное объяснение, которое мне удалось найти, состоит в том, что первые полчаса действительно вышли очень сильными и для большинства зрителей этого хватило чтобы оставаться под впечатлением до самого конца. В целом же здесь нет ничего новаторского, эта простенькая история преодоления негатива, который на не способного защититься человека выливает общество и о возвращении в это самое общество. Многие говорят о попсовости "Твоего имени", так же ставшего героем прошлого года. Ну да, там множество натяжек, да и финал придется не по вкусу особо упоротым фанатам стиля режиссера. Возможно, будь там два часа хронометража, а здесь - один с хвостиком, впечатления от обоих было бы совсем другим.
Оценки по пятибалльной шкале:
Зрелищность: 5-
Режиссерская работа: 4-
Актерская игра: 5
Сценарий: 3+
Кратко об аниме: ну, совершенно не шедевр
Нужно ли смотреть: решайте сами